Слайд 1
Игровые технологии
как фактор формирования коммуникативных компетенций
на уроках литературного чтения
Выполнила:
учитель начальных классов
Кузенкова Виктория Александровна
Слайд 3Принципы коммуникативной направленности обучения
речевой направленности (обучение через общение);
функциональности (выполнение коммуникативных
задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
ситуативности (ролевая организация учебного процесса);
новизны – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
принципа по «нарастающей»: от простого к сложному;
личностной ориентации общения (речь всегда индивидуальна)
Слайд 4Цель работы:
формирование коммуникативных компетенций на уроке литературного
чтения средствами игровых технологий.
Слайд 5Задачи:
Изучить методическую литературу с целью выявления сущности игровых технологий, выбрать из
них наиболее эффективные.
Использовать отобранные игровые технологии на уроках литературного чтения.
Провести диагностику с целью выявления эффективности использования игровых технологий на уроках литературного чтения.
Слайд 6Используемая методическая литература
Журнал "Начальная школа" №11/2013;
Журнал "Начальная школа" №1/2014;
Чен Н.
В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии // Методическая копилка. Пилотный выпуск. 2011. С. 6-10.;
Никитина М.И. Чтение и развитие речи- С-П; «КАРО»-2008;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. приказов Минобрнауки России
от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
Слайд 7Условия проведения игры на уроке:
1)игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного
процесса;
2)игра должна иметь запоминающееся название;
3)игра должна содержать действительно игровые элементы;
4)игра должна иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;
5)игра должна содержать в себе элементы, которые лучше запоминаются при групповой работе.
Слайд 8
Игры на уроках литературного чтения
Слайд 91. Игра «Угадай автора».
Задание: отгадать имена писателей по фактам их
биографий.
КТО ЭТО?
•Будущий писатель родился и провёл детство в Ясной Поляне. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику было полтора года.(Л.Н. Толстой);
•Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. (А.С.Пушкин);
Слайд 102. Игра «Угадай, кто ты».
Задание: отгадай сказочного персонажа с помощью
подсказок одноклассников.
Одному из игроков на голову надевается шапочка с именем (например, сказочного героя). Задавая вопросы остальным участникам игры, он должен отгадать своё имя. Например: Это кот? Храбрый персонаж? Хитрый? и т.д.
Слайд 113. Игра «Установи последовательность»
Задание: расположить эпизоды произведения в правильном порядке.
Перечень эпизодов:
•Старшие
братья караулят сад.
•Жар-птица перестала похищать
Яблоки из сада.
•Иван-Царевич стережёт сад и
получает перо Жар-птицы.
• Похищение золотых яблок из сада
царя Берендея.
Слайд 123. Игра «Установи последовательность»
1. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
2.
Старшие братья караулят сад.
3. Иван-Царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
4. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.
Слайд 13
4. Игра «Горячий стул».
Задание: определи героев произведения.
Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске. Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя. Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя с наименьшим количеством подсказок.
Пример: загадывается Мартышка из
басни И.А. Крылова «Мартышка и очки».
•Ты героиня басни;
•Ты героиня басни И. А. Крылова;
•Ты к старости слаба глазами стала;
•Ты достала себе с полдюжины очков
•и так далее...
Слайд 14
5. Кроссворд.
Задание: народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды,
былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает "народная мудрость, знание").
1) Кто был хозяином Жар-птиц
2) В кого превратился Иванушка из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"?(Козлёночек)
3) Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?(Аленушка)
4) О ком сказано: "...бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет?(конь)
5) К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана?(уздечка)
6) Как звали невесту Иванушки-дурачка?(Елена)
7) Какие яблоки росли в саду царя Берендея?(Золотые)
8) Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?(Перстень)
Слайд 16
6. Викторина-диалог.
Вопросы составляются по алгоритму игры «Что? Где?
Когда?». Например, при изучении сказки Ш. Перро «КОТ В САПОГАХ» можно предложить ученикам такие вопросы: кто, где, когда сказал: «Добро пожаловать в замок маркиза де Карабаса, ваше величество!», «Да это прямо дворец!» или кто, где, когда приказывал говорить одно и то же.
Слайд 17Вывод
Использование игровых технологий на уроках в
начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала обучающимися. На уроках, где используются игровые технологии, ученики работают более активно.
Слайд 19Работы учащихся
Новикова Юлия
ученица 3-в класса
Малинченков Семён
ученик 3-в класса
Калачёв Захар
ученик 3-в класса
Слайд 20Учитель и ученики растут вместе
Конфуций