Слайд 2В зарубежной литературе дети с ЗПР рассматриваются либо с чисто педагогических
позиций и обычно описываются как дети с трудностями в обучении (educationally disabled, children with learning disabilities), либо определяются как неприспособленные, преимущественно вследствие неблагоприятных условий жизни (maladjusted), педагогически запущенные, подвергнувшиеся социальной и культурной депривации (socially and culturally deprived). К этой группе детей относят также детей с нарушением поведения.
Слайд 3Другие авторы, согласно представлениям о том, что отставание в развитии, проявляющееся
в трудностях обучения, связано с резидуальными (остаточными) органическими повреждениями мозга, детей данной категории называют детьми с минимальными мозговыми повреждениями (minimal brain damage) или детьми с минимальной (легкой) мозговой дисфункцией (minimal brain dysfunction). Для описания детей со специфическими парциальными трудностями в обучении широко используется термин «дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» — синдром СДВГ (children with attention deficit hyperactivity disorders — syndrom ADHD).
Слайд 4
К детям с задержкой психического развития тносятся дети, не имеющие выраженных
отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы).
Слайд 5
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение
как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении.
Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы
Слайд 6Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые
плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости.
В 50 —60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С. Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. Резкое увеличение неуспеваемости на фоне усложнения программ обучения заставило ее предположить существование каких-то форм психической недостаточности, проявляющихся в условиях повышенных учебных требований.
Слайд 7Комплексное клинико-психолого- педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ различных регионов
страны и анализ огромного массива данных лег в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР).
Так появилась новая категория аномальных детей, не подлежащих направлению во вспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) неуспевающих учеников общеобразовательной системы обучения.
Слайд 8Работа М.С.Певзнер «Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных
состояний» (1966) и книга «Учителю о детях с отклонениями в развитии», написанная совместно с Т.А.Власовой (1967) - первые в ряду психолого-педагогических публикаций, посвященных изучению и коррекции ЗПР.
Слайд 9Задержка психического развития
ЗПР – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость,
негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Слайд 10Причины задержки психического развития у детей
Органические повреждения головного мозга, врождённые или
возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка;
Генетически обусловленная недостаточность ЦНС;
Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства;
Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания).
Слайд 11Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, Ю.Г. Демьянову,
В.В. Ковалёву, К.С. Лебединской,
Г.Е.
Сухаревой принадлежат классификации детей с задержкой психического развития.
Слайд 12Классификация детей с задержкой психического развития
Среди классификаций ЗПР наиболее разработанной можно
считать классификацию К.С. Лебединской. Исходя из этиологического принципа, она различает четыре основных варианта задержки психического развития:
ЗПР конституционального происхождения;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрально-органического генеза.
В одних случаях на первый план выступает задержка эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), в других – будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Слайд 13ЗПР конституционального происхождения
Гармонический инфантилизм (неосложненный психическом и психофизическом инфантилизм, по классификации
М.С.Певзнер и Т.А.Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
Слайд 14При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется.
Гармонический инфантилизм можно считать ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.
Такая гармоничность психофизического облика, при известной частоте семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма
Слайд 15ЗПР соматогенного генеза
Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью)
различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В.В.Ковалев, 1979).
Слайд 16ЗПР психогенного происхождения
ЗПР психогенного происхождения. Этот тип связан с неблагоприятными условиями
воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы).
Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития.
Слайд 17Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих
собой патологического явления, а вызванных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
Педагогически запущенных детей (имеется в виду «чистая» педагогическая запущенность, при которой отставание обусловлено только причинами социального характера) к категории ЗПР отечественные дефектологи не относят, хотя признается, что длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести ребенка к снижению потенциальных возможностей психического развития.
Слайд 18ЗПР церебрально-органического происхождения.
Этот тип ЗПР занимает основное место в данной
полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушении как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.
Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще — резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-, АВО- и др. факторам), травмы
Слайд 19Внимание
Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения
заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребенок продуктивно работает в течение 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами. После восстановления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельности ;
Слайд 20сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе
ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
Слайд 21сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение
цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;
«прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
повышенная отвлекаемость.
Слайд 22Восприятие
недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире;
целостность восприятия. Дети с
задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое.
Слайд 23Память
Особенности развития памяти изучали в разных аспектах Л.Н. Блинова,Т.В. Егорова, В.Л.
Подобед, Н.Г. Поддубная, Н.А. Цыпина, и др. специалисты, которые отмечают: преобладание наглядно-образной памяти над вербальной, механической над абстрактно-логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение способности к непроизвольному и произвольному запоминанию, ограничение объёмов кратковременной и долговременной памяти, неумение рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, применять различные мнемотехнические приёмы.
Слайд 24Мышление
Неравномерность развития всех форм мышления, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения
характерны для детей с ЗПР.
Т.Г. Визель указывает, что практически все исследователи сходятся во мнении, что дети с ЗПР, в отличие от УО, способны к определённым видам абстрактного мышления. У них имеется тенденция к решению различных задач с помощью смысловых опор;
Недостаточная готовность к интеллектуальным усилиям;
Слайд 25Большинство детей хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых
геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них особых трудностей, они справляются с этим заданием почти так же успешно, как и нормально развивающиеся дети. Незначительное число допускаемых ими ошибок объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы. При классификации сложного геометрического материала продуктивность выполнения работы несколько снижается
Слайд 26Эмоционально-волевая сфера
Эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, внушаемость, личностная незрелость в целом.
И.Ф.
Марковская (1994) выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости (шумные и подвижные) и психической тормозимости (несамостоятельные, нерешительные, медлительные).
Е.Г. Дзугковская (1999) отмечает, что в благоприятной ситуации, дети с ЗПР достаточно послушны и подчиняются общим правилам поведения.
Слайд 27Эмоциональная сфера
Е.З. Стернина (1988) установила и показала, что младшие школьники с
ЗПР хуже нормально развивающихся сверстников определяют эмоциональные состояния персонажей сюжетных картин.
Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.
Слайд 28Учебная деятельность
Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьного возраста.
Н.И. Белопольская отмечает,
что учебная деятельность детей с ЗПР выполняется лучше и быстрее при наличии игровых приёмов обучения, когда в процессе усвоения новых знаний сохраняется не учебная мотивация.
Слайд 29Сниженная работоспособность
Повышенная истощаемость
Неустойчивость внимания
Более низкий уровень развития восприятия
Недостаточная продуктивность произвольной памяти
Отставание
в развитие всех форм мышления
Дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас
Своеобразное поведение
Низкий навык самоконтроля
Незрелость эмоционально-волевой сферы.
Слайд 30Статистические данные по распространенности детей с задержкой психического развития
ЗПР является одной
из распространённых форм психической патологии детского возраста.
В настоящее время статистика свидетельствует, что 8-10 % школьников с трудом овладевают знаниями предусмотренными программой общеобразовательной школы, дети с ЗПР составляют примерно 50 % неуспевающих школьников.