Слайд 1«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выполнила: учитель начальных
классов МБОУ «СОШ№7»
Галина Александровна Петренко
Слайд 2Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:
от цели
усвоения знаний, умений и навыков
к цели развития личности учащегося
Слайд 3Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Слайд 4В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса.
Слайд 5Почему они носят название «универсальные»?
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые
знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Слайд 6Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный
характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально‐предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Слайд 7Виды универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Слайд 8Литературное чтение (УУД)
Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
смыслообразования через прослеживание «судьбы
героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Математика (УУД)
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,
а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.
Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.
Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.
(УУД)
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий
- замещения (например, звука буквой),
- моделирования (например, состава слова путем составления схемы)
- преобразования модели (видоизменения слова).
Слайд 11Примеры формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных УУД.
Слайд 121. Коммуникативные УУД формируются, когда:
‐ ученик учится отвечать на вопросы;
‐ ученик учится задавать вопросы;
‐ ученик учится вести диалог;
‐ ученик учится пересказывать сюжет;
‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
Слайд 13
2. Личностные УУД формируются, когда:
‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию
мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Слайд 14
3. Познавательные УУД формируются, когда:
‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»;
«Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
Слайд 15
4. Регулятивные УУД формируются, когда:
‐ учитель учит конкретным способам действия:
планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать и пр.
Слайд 16Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности усвоения учащимися предметных знаний,
формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.