Слайд 1«Создание учебных ситуаций как одно из средств для формирования функциональной грамотности
младших школьников
на уроках в начальной школе»
Выполнила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Екатериновка м\р Безенчукский
Самарской области Ефимова С.А.
Слайд 2Педагогические технологии:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология
проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся.
Слайд 3Понятие «учебная ситуация» -
Учебная ситуация – это единица учебного процесса,
в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, запоминают и усваивают способы выполнения действия и получают специфические комплексные результаты предметного и метапредметного характера.
Учебные ситуации строятся с учётом:
- возраста ребёнка;
- специфики учебного предмета;
- меры сформированности действий учащихся.
Слайд 5Классификация учебных ситуаций:
ситуация-иллюстрация;
ситуация-упражнение;
ситуация-оценка;
ситуация-проблема.
Слайд 6Типы учебных ситуаций:
«Поиск информации»
«Алгоритм»
«Работа с текстом»
«Знаково-символическое моделирование»»
«Анализ»
«Синтез»
«Сравнение, сериация, классификация»
«Работа с понятием»
«Причина
и следствие»
«Логическая цепь»
«Доказательство»
«Гипотеза и её обоснование»
«Постановка и решение проблем»
«Целеполагание»
«Планирование»
«Прогнозирование»
«Контроль»
«Коррекция»
«Оценка»
Слайд 7Учебная ситуация
«Поиск информации»
Направлена на формирование умения находить и извлекать информацию
из таблиц на уроках математики.
Слайд 8Учебная ситуация «Диета для Карлсона»
Задание: составить меню для завтрака или ужина
герою, чтобы завтрак или ужин были полезны для организма, используя информацию таблиц «Примерное количество пищи для одного приёма» и «Масса некоторых блюд»
Слайд 9Примерное количество пищи для одного приёма
Слайд 11
Учебная ситуация
«Работа с текстом»
помогает формированию у учащихся смыслового чтения как
осмысления цели чтения, умения извлекать из текста необходимую информацию, анализировать её с целью выделения существенных (несущественных) признаков.
Слайд 12Учебная ситуация
«Новый ученик»
Задание. В нашей школе скоро будет учиться
новый мальчик Саша. Он приехал из другого города. Саша прислал в школу письмо, в котором рассказал о своём городе, но не назвал его. Догадайтесь, откуда приедет Саша. Прочитайте письмо Саши и определите название города.
Слайд 13Город, в котором я живу, находится в зоне тайги на северо-востоке
нашей страны. От Москвы на автомобиле до нас можно добраться примерно за неделю. Зимой у нас холодно. Республика, в которой я живу, богата полезными ископаемыми. На её территории добываются алмазы и бурый уголь. У нас обитают такие животные: песец, бурый медведь, рысь, росомаха, горностай, полярная сова. Мой город является столицей республики Саха и самым большим портом на реке Лене.
Слайд 14
Учебная ситуация «Сравнение, сериация, классификация»
формирует на уроках русского языка умение сравнивать
(устанавливать черты сходства и различия), классифицировать (распределять объекты по группам, разрядам, классам), составлять серии из предметов по выделенному свойству.
Слайд 15Учебная ситуация «Классифицируем и сравниваем»
Задание. Запишите в нужный столбик таблицы словосочетания
и предложения. При записи предложений не забудьте о правильном их оформлении.
О долгожданном лете, листья закружились, объявил маме, началась гроза, грохотал вдали, сверкнула молния, учительница улыбнулась, зима наступила, снежная зима, солнце скрылось, начало года, ответ у доски, рассматривать картину, девочка играла.
Слайд 17
Учебная ситуация «Работа с текстом» на уроках литературного чтения
Смысловое чтение
включает в себя осмысление цели и задач чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Слайд 18Учебная ситуация
«Перепутанные тексты»
Задание: разграничить перепутанные прозаический и поэтический тексты.
Лес молчал.
Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. Здравствуй, Лес! Вот я здесь! Притихли молодые дубки рядом с исполином-дубом. Я спешил! Я пришёл! Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. Выстрел! Лес встрепенулся. Дай кленовую ладошку, Лес, скучал по мне немножко? Ответил недовольным, обиженным эхом. Лапу дай еловую, Я её потрогаю…
Слайд 19
Модель
формирования и развития функциональной грамотности
Дерево – функционально грамотная личность
Вода –
педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель