Ломается привычный стереотип жизни
Разлука с матерью порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности
В незнакомой обстановке трудно ориентироваться
Ребенок начинает активно обороняться
У малыша сохраняется стойкий отрицательный эмоциональный настрой
Адаптация является активным процессом, она приводит или к позитивным изменениям организма и психики или к негативным.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Степени длительности протекания адаптационного процесса
Особенности речи У некоторых детей на фоне стресса меняется и речь, в сторону регресса.
Сон Сон беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением, либо отсутствует
Аппетит Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.
Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций.
Положительные эмоции Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции
Социальные контакты ребенок, как правило, замкнут и нелюдим
Познавательная деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
Социальные навыки может "растерять" почти все навыки самообслуживания
Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.
Воспитатель сталкивается с тем, что дети очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития.
Необходимо создать основы благоприятных отношений между детьми и предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи являются вторичными.
Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным
Воспитатель учитывает типологические особенности нервной системы ребенка в период адаптации.
Помните, что некоторые особенности вашего облика могут вызывать у него неприятие и страх: высокий рост, громкий голос, резкие движения, излишняя активность или суетливость, длинные острые ногти или некоторые детали одежды.
Игры, направленные на знакомство:
Запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком: "Вот, ребята, Леночка пришла. Здравствуй, Леночка! Давайте все вместе с ней поздороваемся!..", "Виталик пошел домой. Давайте попрощаемся: пока-пока, Виталик! До завтра!"
"Паровозик", дети — это вагончики, и у каждого свое имя. "Первый вагончик — Саша, к нему прицепился второй — Илюша, третий вагончик — Верочка, а паровозом сегодня будет Анюта!»
Такие игры также способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Хорошо посоветовать маме дать ему с собой игрушку чтобы с малышом оставалось что-то родное, "кусочек дома".
Кроватку такому ребенку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку. Если не засыпает, посидеть, успокоить, разрешить не спать, а просто закрыть глазки и тихо полежать.
Взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Воспитатели используют простейшие подвижные игры как можно чаще.
Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой.
Справиться с отрицательными эмоциями помогут монотонные движения руками или сжимание кистей рук, (нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками).
Свободный доступ детей к карандашам и бумаге должен быть в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.
Большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его минует.
С ним будет легко и родителям, и педагогу.
Если воспитатели и родители ВМЕСТЕ доброжелательно, но настойчиво направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть