Презентация, доклад для воспитателей на тему Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Содержание

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживаниеЛомается привычный стереотип жизниРазлука с матерью порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенностиВ незнакомой обстановке трудно ориентироватьсяРебенок начинает активно оборонятьсяУ малыша сохраняется

Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида «Колосок»


«Адаптация

детей раннего возраста
к условиям детского сада»


подготовила: педагог-психолог
Приданникова Татьяна Васильевна
 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение - детский сад комбинированного вида «Колосок»«Адаптация детей раннего возраста к условиям

Слайд 2В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад,

для него это сильное стрессовое переживание

Ломается привычный стереотип жизни
Разлука с матерью порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности
В незнакомой обстановке трудно ориентироваться
Ребенок начинает активно обороняться
У малыша сохраняется стойкий отрицательный эмоциональный настрой

В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживаниеЛомается

Слайд 3Адаптация- процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление

к её условиям


Адаптация является активным процессом, она приводит или к позитивным изменениям организма и психики или к негативным.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.


Адаптация- процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям

Слайд 4Различают три фазы прохождения адаптационного периода.
Острая фаза- сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц)

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три фазы прохождения адаптационного периода.Острая фаза- сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это

Слайд 5 Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания

в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного  на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Степени длительности протекания адаптационного процесса

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок

Слайд 6Эмоциональный портрет впервые поступившего в детский сад ребенка.
Отрицательные эмоции - как правило, важнейший

компонент, встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

Особенности речи  У некоторых детей на фоне стресса меняется и речь, в сторону регресса.
Сон  Сон беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением, либо отсутствует
Аппетит Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.


Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев
Страх - обычный спутник отрицательных эмоций.

Положительные эмоции Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции
Социальные контакты ребенок, как правило, замкнут и нелюдим
Познавательная деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.
Социальные навыки может "растерять" почти все навыки самообслуживания



Эмоциональный портрет впервые поступившего в детский сад ребенка.Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся практически у каждого

Слайд 7От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как

смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении. 

Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе,

Слайд 8Главная задача работников детского сада и родителей в адаптационный период -

сделать детский сад для ребёнка желанным!
Главная задача работников детского сада и родителей в адаптационный период - сделать детский сад для ребёнка желанным!

Слайд 9 Для педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим

испытанием.

Воспитатель сталкивается с тем, что дети очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития.
Необходимо создать основы благоприятных отношений между детьми и предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все дальнейшие задачи являются вторичными.


Для педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием.Воспитатель сталкивается с тем, что

Слайд 10Как воспитатель может помочь адаптироваться малышу?
Важно помнить, что
в каждом

детском саду есть
свой алгоритм адаптации ребенка!
Привыкание ребенка к ДОУ должно быть постепенным:
- в течение 1-й недели ребенок посещает детский сад 2 часа;
- в течение следующей недели увеличивается время пребывания на 2 часа;
и так далее. Полная адаптация – 10-12 недель.
Как воспитатель может помочь адаптироваться малышу? Важно помнить, что в каждом детском саду есть свой алгоритм адаптации

Слайд 11Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка
Воспитатели знакомятся

с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают информацию о нем и его особенностях

Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка   Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи,

Слайд 12Важно успокоить взрослых
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не

жаловаться на него родителям в его присутствии.

Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным

Важно успокоить взрослыхНепреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям в его

Слайд 13Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
Заботьтесь

о создании благоприятного для ребенка взаимодействия с новым взрослым, оно должно быть эмоционально положительным, ярким и доверительным.
Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу. Заботьтесь о создании благоприятного для ребенка взаимодействия

Слайд 14НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
грубо, силой не отрывайте ребенка от

мамы;
не игнорируйте страх малыша, его плач, нытье и хныканье;
не стремитесь к быстрому установлению контакта;
не заставляйте ребенка насильно делать то, что делают другие - есть, спать, играть с другими детьми.
Ненавязчиво проявляйте к ребенку любовь и заботу, оказывайте помощь, утешайте и поддерживайте.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ грубо, силой не отрывайте ребенка от мамы; не игнорируйте страх малыша, его плач,

Слайд 15Строгая требовательность и резкий тон может вызвать слезы, нежелание находиться в

детском саду.

Воспитатель учитывает типологические особенности нервной системы ребенка в период адаптации.

Помните, что некоторые особенности вашего облика могут вызывать у него неприятие и страх: высокий рост, громкий голос, резкие движения, излишняя активность или суетливость, длинные острые ногти или некоторые детали одежды.

Строгая требовательность и резкий тон может вызвать слезы, нежелание находиться в детском саду.Воспитатель учитывает типологические особенности нервной

Слайд 16Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо

иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома. *Объясните родителям, что это в интересах их ребенка.
Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с

Слайд 17 Обращаться к детям раннего и младшего

дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени, а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе, обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю.

Игры, направленные на знакомство:
Запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком: "Вот, ребята, Леночка пришла. Здравствуй, Леночка! Давайте все вместе с ней поздороваемся!..", "Виталик пошел домой. Давайте попрощаемся: пока-пока, Виталик! До завтра!"
"Паровозик", дети — это вагончики, и у каждого свое имя. "Первый вагончик — Саша, к нему прицепился второй — Илюша, третий вагончик — Верочка, а паровозом сегодня будет Анюта!»
Такие игры также способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Обращаться к детям раннего и младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить

Слайд 18Старайтесь переключать внимание детей с острых переживаний на стихи, потешки, песенки,

пальчиковые игры. Чаще используйте телесный контакт- поглаживания, объятия, прикосновения, усаживания на колени
Старайтесь переключать внимание детей с острых переживаний на стихи, потешки, песенки, пальчиковые игры. Чаще используйте телесный контакт-

Слайд 21 Есть дети, которым очень трудно кушать и спать в незнакомой

обстановке.

Хорошо посоветовать маме дать ему с собой игрушку чтобы с малышом оставалось что-то родное, "кусочек дома".

Кроватку такому ребенку надо показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.

Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку. Если не засыпает, посидеть, успокоить, разрешить не спать, а просто закрыть глазки и тихо полежать.

Есть дети, которым очень трудно кушать и спать в незнакомой обстановке. Хорошо посоветовать маме дать ему

Слайд 22Необходимо исключить однообразие жизни детей, определить тематические дни. Но в то

же время, исключить интеллектуальные и физические перегрузки. 

Взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Воспитатели используют простейшие подвижные игры как можно чаще.
Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой.

Справиться с отрицательными эмоциями помогут монотонные движения руками или сжимание кистей рук, (нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками).
Свободный доступ детей к карандашам и бумаге должен быть в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.



Необходимо исключить однообразие жизни детей, определить тематические дни. Но в то же время, исключить интеллектуальные и физические

Слайд 23В конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее успехами малыша,

его хорошим настроением, сообщите о предстоящем на следующий день интересном деле, которое ждет ребенка («Без тебя никак не справимся», «С тобой будет веселее, интереснее».)


В конце дня, когда придет мама ребенка, порадуйте ее успехами малыша, его хорошим настроением, сообщите о предстоящем

Слайд 24Если ребенок:
заранее приучен к режиму дня;
умеет проситься в туалет;
готов к непротертой

и разнообразной пище;
умеет играть с игрушками, интересуется ими;
способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, не боится их;
доверяет воспитателю



Большинство проблем, связанных с адаптационным периодом, его минует.
С ним будет легко и родителям, и педагогу.

Если ребенок:заранее приучен к режиму дня;умеет проситься в туалет;готов к непротертой и разнообразной пище;умеет играть с игрушками,

Слайд 25Адаптация может считаться законченной, если:
у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в

течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
у него отсутствуют заболевания;
есть динамика психомоторного развития.

Успех адаптационных мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и сотрудников детского сада.

Если воспитатели и родители ВМЕСТЕ доброжелательно, но настойчиво направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет.

Адаптация может считаться законченной, если:у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует

Слайд 26Процесс адаптации детей можно сравнить с тем, как садовник, собираясь пересаживать

дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Именно поэтому, воспитателю важно быть терпеливым, заботливым «садовником»
Процесс адаптации детей можно сравнить с тем, как садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть