Слайд 1 Консультация для воспитателей и специалистов
на тему:
«Игровые технологии на
занятиях в Доу»
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ детский сад № 68
Кротенко Елена Сергеевна
2017 год
г.Новочеркасск
Наряду с обученьем игра — один из основных видов деятельности ребенка, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.
А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
Цель игры - побудить интерес к познанию, книге, учению.
И если мы вложим образовательное содержание
в игровую оболочку, то сможем решить одну
из ключевых проблем педагогики — проблему
мотивации учебной деятельности.
Слайд 3
На детскую игру можно смотреть по-разному.
Но есть законы, не подчиняющиеся ни чьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство- время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересное занятие способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Игра обучает. Следовательно, это средство обучения.
Слайд 4 К.Д.Ушинский писал: «Для
дитяти игра –
действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.
Слайд 5
При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты
• мотивационный;
• ориентационно-
целевой;
• содержательно-операционный;
• ценностно-волевой;
• оценочный.
Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.
Таблица 1. Компоненты игровой технологии во
взаимосвязи со структурными элементами игры
Слайд 7
Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием
слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша экспедиция оказалась на севере…»
Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), или в пространстве очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество дошкольников или подгруппа, которые выполняют определенные действия.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде.
Благодаря задачам осуществляется
непреднамеренное обучение
дошкольников (Реши кроссворд,
найди ошибку…).
Слайд 8Правила игры должны соответствовать «деятельности» участника игры и быть направлены на
выполнение
действий в определенной последовательности.
Во-первых, правило действия в воображаемой
ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое
состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой
атмосферой, ситуацией выбора.
Слайд 9
Таким образом,
можно говорить о том, что игровые
технологии представляют собой ступени от игры-
забавы к игре-увлечению познанием. И высшей
ступенью является – от игры к творчеству, к логике.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это:
эффективное средство воспитания познавательных интересов
и активизации деятельности дошкольников;
- тренировка памяти, помогающая детям выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес;
- способствует преодолению пассивности дошкольников;
- способствует усилению работоспособности детей.
Как повысить эффективность занятия? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь педагогу приходит замечательное средство – игра.
Слайд 10
Включение в занятие игр и игровых
моментов делает
процесс обучения интересным и занимательным,
создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре дошкольников с разным уровнем знаний.
Игру и игровой момент можно использовать на различных занятиях. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в дошкольном возрасте.
Вместо обычного вступления педагога можно предложить иное начало занятия – разгадать (расшифровать) тему.
Слайд 11 Предложить детям загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.
Слайд 12Как элемент игры использую на занятиях обучения грамоте и ФЭМП -
задания героев. Найди задание слоненка. Какое это задание по счету?
Слайд 13
При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в
«Домино». Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами. Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или все (работа у доски с большими карточками).
Слайд 14
Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши
правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ребенок решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всеми детьми группой, индивидуально.
Слайд 15
Представлена лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации
определяются темой, возрастными особенностями детей, их интересами.
Свое выступление хочется закончить словами В.А. Сухомлинского, он говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Слайд 16
Желаю Вам здоровья, удачи, терпения и уверенности в собственных силах!