Слайд 1Выполнили:Стеценко Полина, Битюцких Наталия,
Процевская Ксения, Барышева Виктория 937 группа
Проблемы индивидуализации
процесса обучения и воспитания в истории педагогики России и за рубежом
Слайд 2В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая
ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.
Индивидуализация в России
Слайд 3В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам
учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс.
Слайд 4Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать
обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
Слайд 5На волне демократизации и гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и
практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Слайд 6Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса
с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Слайд 7Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения - очень давняя
традиция.
Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.
Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.
Слайд 8Индивидуальный подход обеспечивает:
устранение трудностей в учении отдельных школьников.
возможность развития всех сил
и способностей учащихся.
Слайд 9Как использовать гуманистический положительный потенциал ДО, при этом максимально нейтрализовав издержки
такого обучения?
В настоящее время происходят поиски гибких вариантов, которые позволили бы учить детей в обычных гетерогенных классах, а с другой -возможно шире индивидуализировать обучение.
Почему же так настойчиво методистами внедряется эта образовательная технология?
Дело в целях, которые ставит и решает она.
1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
2. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся, а это наиболее существенно на современном этапе, т.к. именно чрезмерные нагрузки, по мнению ученых, являются причиной снижения здоровья учащихся.
Проблемы индивидуализации!!!
Слайд 10Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который
задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
Слайд 11В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1)
обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями;
2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);
Слайд 123) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том
случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);
4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.
Слайд 13К сожалению, индивидуализация идёт пока в основном от педагога. Преподаватель сам
отмеряет степень сложности задания для учащегося. На первый взгляд, вроде бы всё в порядке. Учитель учёл уровень способностей и знаний учащихся и в соответствии с этим даёт им задание. Однако при таком индивидуальном подходе, дифференцируя задания на “сильных” и “слабых” учащихся, мы тем самым ориентируем их на то, что один из них, действительно слабый и более сложное задание ему не под силу, а другой - сильный, значит, и задание дается потруднее. Получается, что педагог определил каждому “место под солнцем”, его положение в классе, и возможность сменить это место, изменить свой статус, перебраться на более высокую ступень целиком зависит от учителя.
Слайд 14
Индивидуальный подход осуществляется не “в лоб”, не навязчиво, а незаметно для
самого ученика.
Рассмотрим, что даёт такой подход в педагогическом и психологическом планах.
Слайд 15Во-первых, ликвидируются противоречия в определении содержания учебного задания - несоответствие содержания,
характера, степени трудности и познавательных возможностей сильных и слабых учеников.
Во-вторых, ослабляется второе существенное противоречие -противоречие организационных форм учебной деятельности - темп фронтальной работы класса и темп индивидуальной работы каждого ученика.
Слайд 16В-третьих, в данном случае дифференцированных подход осуществляется не как приспособление обучения
к индивидуальным особенностям учащегося, а как приспособление индивидуальных особенностей к процессу обучения.
В-четвёртых, данных подход позволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильную самооценку, способствует самоутверждению личности.
Слайд 17В США на рубеже 60—70-x гг. XX в. осуществлялась федеральная программа «Школа будущего». Авторы
ориентировались на принципы возвращения к Богу, индивиду, акцентировалось внимание на библейские ценности при нравственном воспитании, подключение родителей к школьному воспитанию и обучению, индивидуализацию обучения.
Индивидуализация обучения и воспитания за рубежом
Слайд 18На рубеже 80—90-х гг. XX в. школьном воспитании и образовании США широкую популярность
получило совместное (кооперативное) воспитание и обучение. Его технология развивалась благодаря усилиям научно-педагогических центров университетов Джона Хопкинса (Балитимора) (Р. Славин), штата Миннесота (Роджер и Дэвид Джонсон), Калифорнийского университета (С. Каган).
Кооперативное воспитание и обучение базируется на нескольких принципах:
положительная зависимость, когда учащиеся сознают ответственность за собственное учение и учение остальных членов группы;
взаимодействие, когда учащимся предоставлена возможность помогать друг другу;
индивидуальная независимость, когда каждый ученик должен демонстрировать результаты своей работы;
социальное взаимодействие, когда члены группы благополучно решают возникающие проблемы и конфликты;
перспектива, когда члены группы оценивают свою работу и намечают пути ее совершенствования.
Слайд 19Во многих средних учебных заведениях Франции в 1970—1980-х гг. стал применяться направленный на индивидуализацию
воспитания и обучения независимый труд. Вот как, к примеру, организуется такой способ учебной деятельности. Преподаватели рекомендуют небольшой группе школьников единую тему; каждый предметник формулирует в ней свою подтему. Ученики распределяют обязанности и готовят коллективный отчет о проделанной работе («мини-мемуар»). В процессе независимого труда учащиеся могут рассчитывать на консультации любого учителя. После проверки и оценки «мини-мемуар» поступает в методический фонд школы.
Слайд 20В США в начале 1970-х гг. появились «открытые школы». Педагоги университета штата
Коннектикут разработали такую ее модель, в которой предусмотрено выполнение по крайней мере двух требований: подбор добросовестных и доброжелательных учителей, планирование учебной работы с учетом времени и сил учеников так, чтобы не превращать учение в хаос.
Педагоги ставили перед собой следующие цели: выявлять и поощрять индивидуальность детей, превратить учение в радость, развивать их активность, ответственность, творчество, коммуникабельность.
Слайд 21С конца 60-х гг. XX в. многие школы стали именоваться альтернативными.
Во многих «альтернативных
школах» применялись нетрадиционные методики обучения и воспитания, в которых акцент делался на гуманные отношения участников учебно-воспитательного процесса, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала школьников. «Альтернативные школы» стремились влить свежую струю в педагогический процесс прежде всего за счет более тесной интеграции воспитания с окружающим миром, они преследовали цель радикальной перестройки главных компонентов школьного воспитания и обучения.