Презентация, доклад для круглого стола учителей начальных классов Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе через систематический подход к изучению с непроверяемыми написаниями

Содержание

ОглавлениеВведениеЦели и задачи педагогического проектаЭтапы и методическое обеспечение проектаТехнология реализации педагогического проектаРезультаты реализации проектаСписок используемой литературы

Слайд 1Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Чернореченский» Искитимского района

Новосибирской области

«Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе через систематический подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями»

Королькова Татьяна Петровна

Учитель начальных классов
первой категории

п. Чернореченский
2018г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Чернореченский» Искитимского района Новосибирской области«Реализация ФГОС на уроках русского

Слайд 2Оглавление
Введение

Цели и задачи педагогического проекта

Этапы и методическое обеспечение проекта

Технология реализации педагогического

проекта

Результаты реализации проекта

Список используемой литературы
ОглавлениеВведениеЦели и задачи педагогического проектаЭтапы и методическое обеспечение проектаТехнология реализации педагогического проектаРезультаты реализации проектаСписок используемой литературы

Слайд 3Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе.
Федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Одним из требований при реализации ФГОС в пункте 12.1 звучит, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету Филология Русский язык должны отражать:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

В своём выступлении я хочу остановиться на формировании позитивного отношения к письменной речи, а именно, работа над словарными словами.

Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе.  	Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Слайд 4 Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется

правилам проверки. Необходимо развивать у младших школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Практика показывает, что возникает противоречие между усилиями, затраченными на словарную работу, и результатами словарных диктантов.
Таким образом, возникает необходимость разработки новых подходов к изучению словарных слов.
Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов.


Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. 	Необходимо развивать у младших

Слайд 5 Работая над темой, ставлю перед собой цель:

Формирование орфографического навыка в единстве
с условиями грамматических знаний.

Для выполнения поставленной цели решаю следующие задачи:
- активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся;
- ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать.
- развивать умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, расширять творческую инициативу;
- прививать интерес к изучению родного языка;
- научить ребят писать слова с непроверяемым написанием в соответствии с требованиями государственного стандарта и дальше;
- воспитывать целеустремленность, стремление к самопознанию.

Работая над темой, ставлю перед собой цель: 	Формирование орфографического навыка в единстве

Слайд 6В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению

орфографической грамотности будет способствовать использование дополнительного занимательного материала.
Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается
актуальность.

В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности будет способствовать использование дополнительного

Слайд 7 Работу по освоению "словарных " слов я строю в несколько этапов,

каждый из которых призван решать конкретную задачу.
1. Предъявление слова
Мною используются следующие способы:
а) чтение загадки, разгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи, аудиозаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки;
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима и т.д.
Дети определяют, какое слово они будут изучать.
2. Работа над "слуховым " образом слова.
Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют "трудное " место.
Это очень важно для всей последующей работы,
так как именно здесь сами дети ставят орфографическую задачу.

Работу по освоению

Слайд 8
3. Запись слова

с "окошком ".

После того, как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают "словарное" слово в тетрадь, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Вместо пропущенной буквы должен обязательно ставиться какой-либо "сигнал опасности". После этого учащиеся пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику- словарю.

4. Работа над "зрительным" образом слова.

На этом этапе работы мне хотелось бы остановиться подробнее. Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.

Об этом говориться и в пункте 11 ФГОС начального общего образования:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет). Из этого могу сказать, что это и есть один из методов работы над словом.

Это метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования. О которых вы все
хорошо знаете.

3. Запись слова с

Слайд 9Хочется остановиться на некоторых приёмах работы со словарными словами:
1.Выборочный диктант.


Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы усложняется: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой – с непроверяемыми.

2.Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

Слова в каждой группе
сходны по написанию или по смыслу




3.Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктую слово берёза, записать к нему слово-прилагательное (берёзовый).



Хочется остановиться на некоторых приёмах работы со словарными словами: 	1.Выборочный диктант.   Учитель вслух читает текст,

Слайд 104.Сопоставление слов с противоположными орфограммами.
Здесь

имеются в виду слова типа: шоссе – коса. Предлагаю записать 2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной согласной.

5.Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в классе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
2) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета (метапредметные результаты).
В моей копилке много шуточных слов-рифмовок, взятых из разных источников, которые помогают учащимся узнавать и запоминать словарные слова и в дальнейшем, по возможности, писать правильно. Например,
Я скажу сестре и брату, И топор, и молоток
Что железную лопату С буквой «о» пиши, дружок!
Частое включение стихотворений в уроки русского языка положительно сказывается на развитии памяти, внимания, а запоминание нужной буквы начинается с самого первого чтения стихотворений и, особенно рифмовок, максимально насыщенных словами с этой буквой. Часто на её запоминание настраивает и само название стихотворения, ведь звук, которым на письме обозначается запоминаемый безударный гласный, в нём находится под ударением. Например, в рифмовку «Гараж» включено 20 словарных слов, во всех надо запомнить написание непроверяемой безударной гласной «а».

Память
4.Сопоставление слов с противоположными орфограммами.      Здесь имеются в виду слова типа: шоссе

Слайд 11Для проверки знаний учащихся я применяю различные виды контроля. После выполнения

словарной работы проводится самоконтроль по словарю. Хорошие результаты даёт взаимопроверка, сигнальные буквы
Для проверки знаний учащихся я применяю различные виды контроля. После выполнения словарной работы проводится самоконтроль по словарю.

Слайд 12Проекты дают возможность более полно определить, насколько учащиеся усвоили программный материал,

как они умеют применять полученные знания по данной проблеме.
Проекты дают возможность более полно определить,  насколько учащиеся усвоили программный материал, как они умеют применять полученные

Слайд 13 Из всего выше сказанного следует, что конечная цель словарной работы состоит

в том, чтобы активизировать максимальное количество изученных слов, научить выбирать нужное слово, правильно и уместно использовать в речи и грамотно писать. Все эти методы, виды, приёмы развивают универсальные учебные действия (УУД). А какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ вы все знаете.
Из всего выше сказанного следует, что конечная цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать максимальное количество

Слайд 14Детское сочинение

Детское сочинение

Слайд 15 Я работаю во 2 классе и могу сказать, что УУД в

классе на данном этапе работы сформированы. Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты: у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, достигаются успехи в международных олимпиадах.

Дипломы победителей получили

Сычев Егор, Гуляева Арина, Петров Иван, Юшкова Настя, Огай Алексей, Иванов Захар.

Я работаю во 2 классе и могу сказать, что УУД в классе на данном этапе работы сформированы.

Слайд 16 А начальное обучение - это фундамент всего дальнейшего образования. От того,

насколько прочно заложен этот фундамент, во многом определяется будущая судьба человека, ведь именно в младшем школьном возрасте формируются базовые качества личности. А от того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Результаты запоминания слов с непроверяемыми написаниями

А начальное обучение - это фундамент всего дальнейшего образования. От того, насколько прочно заложен этот фундамент, во

Слайд 17Список используемой литературы
Баранов М. Т., Ладыжевская Т. А., Львов М. Р.

Методика преподаванию русского языка. М.: Изд. - во Просвещение. 1990. С. 159 - 161.
Булохов В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности
Зорина В. В. Словарно - орфографическая работа в начальных классах Методические рекомендации. Красноярск: Изд. - во РИО КГПУ, 2000.С.4.
Канакина В. П. О некоторых особенностях словаря первоклассников.// Начальная школа. 1998. №.7. С. 21.
Канакина В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из "Словаря".// Нач. школа. - 1990. -N11.
Купров В. Д. Словарная работа на уроке русского языка.// Начальная школа. 1990. №3. С. 21.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка. М.: Изд.- во Академия 2002. С. 309 – 310.
Львов М. Р. Формирование орфографических действий и навыка правописания. М.: Изд. - во Академия, 2002. С. 307 - 308.
Матвеева Л. С Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием.// Нач. школа. - 1994. - N 8.
Мельникова С.М, Методическое руководство к "Картинному словарю" для 3 класса. - М., 1985.
Оденова В. Ф. Развитие орфографической зоркости. // Начальная школа 1989. № 6. С. 20.
Приступа Г.Н. Словарные упражнения при изучении грамматики в 3 классе.// Нач. школа. - 1985. -N 12.
Приступа П.Г. Ераткина В.Е. Единый речевой режим.// Нач. школа-1991. - N5.
Рыжикова Г.И. .Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием.// Нач. школа. - 1994. - .N 11.
Сергеева Л.Н. Повторим слова с непроверяемым написанием.// Нач. школа. - 1987.-N 12.
Савинова 3. И. Виды работ по формированию орфографической зоркости.// Начальная школа. 1996. № 1 . С. 22.
Список используемой литературыБаранов М. Т., Ладыжевская Т. А., Львов М. Р. Методика преподаванию русского языка. М.: Изд.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть