Слайд 1 Пластилинография, как средство развития мелкой моторики
и речи
детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Гришук Ирина Васильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Г. Иркутска Детский сад №12
Слайд 2«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3В раннем возрасте дети охотно вовлекаются в любую продуктивную творческую деятельность.
Кроме того, во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, а через неё и речь. Занятия творчеством очень важны для малыша – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность.
Понятие пластилиграфия имеет 2 смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а «пластилин»- материал при помощи которого осуществляется замысел.
Слайд 4Немного истории
Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц
Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)
Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал бы при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях, но после того как шестеро детей Харбурта заполнили дом пластилиновыми поделками, родилось верное решение. В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов. Фабрика проработала до пожара 1968 года, после производство было перенесено в Тайланд.
Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.
Слайд 5Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер из Цинцинати.
Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку.
К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки, вместо глины, который был более пластичным и не пачкал руки. Факт остается фактом, задолго до получения патента Харбуртом, на занятиях по лепке глине появилась альтернатива.
Слайд 6В последнее время появились необычные виды пластилина:
1.Плавающий (можно отправить в настоящее плавание).
2.Прыгающий (поделки
из него прыгают, как мячики).
3.Шариковый пластилин появился совсем недавно. Необычность этого материала в том, что он состоит из маленьких шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Цвета такого пластилина хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Лепить из шарикового пластилина – одно удовольствие, ведь он совсем не липнет к рукам и абсолютно безопасен. Готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов.
Слайд 7Есть такие люди, которые проносят любовь к пластилину через всю жизнь.
Для них этот материал превращается из хобби в настоящее творчество.
В 1981 году Александр Татарский снял мультипликационный фильм под названием «Пластилиновая ворона». На создание известного мультфильма ушло восемьсот килограмм пластилина! Но в то время пластилин был не таким ярким, как сейчас и его пришлось из-за блеклых цветов раскрашивать красками.
Так, например, известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.
Слайд 8Необычный сад британца «Пластилиновый Рай»
автор Джеймс Мэй
А для некоторых
умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой.
Так, например, жители Лондона получили возможность увидеть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин.
Слайд 9У каждого человека есть любимое занятие, которому он посвящает свое свободное
время, и даже свою жизнь. Мне очень нравится заниматься пластилинографийе, это очень интересно! В настоящее время существует большое разнообразие пластилина. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Изготовление пластилиновых поделок и картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радость и эстетическое удовлетворение.
Слайд 10Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной
картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Это один из сравнительно новых видов изобразительной деятельности, которую, в основном, начинают применять в работе с детьми дошкольного возраста.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей, развитию таких психических процессов как внимание, память, мышление, речь, восприятие, а также пространственной ориентации и сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Слайд 11Задачи:
- Развитие мелкой моторики, координации движения рук, глазомера;
-формирование навыков работы с
пластилином, пробуждение интереса к лепке;
-развитие сюжетно – игрового замысла;
- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- ознакомление с окружающим миром;
-развитие творческих способностей.
-обучение умению обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитание навыков аккуратной работы с пластилином.
- Побуждать ?? Желание детей участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Слайд 12Давно известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движение пальцев
рук, находится в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, появляется связная речь.
Слайд 13 Мелкая моторика взаимодействует
С речью
С наблюдательностью
С координацией
С воображением
С вниманием
С мышлением
Со зрительной и двигательной памятью
Слайд 14Основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень
умения зависит от владения собственными руками, развития мелкой моторики).
Слайд 15Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
использовать мягкий пластилин;
твёрдый
пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);
во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем или клейкой плёнкой;
устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком ;
на рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук;
работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
Слайд 16Методы и приёмы, используемые в работе
с пластилином:
показ способов, уточнение
приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
игровые приёмы;
индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
обследование, рассматривание, наблюдение.
Слайд 17Техники и приемы
рисования пластилином на картоне:
1.Примазывание.
2.Скатывание.
3.Надавливание.
4.Размазывание.
5.Лепка из «колбасок».
6.Лепка с использованием
природных материалов.
7.Рельефный рисунок с помощью стеки.
8.Отпечатки.
9.Трафаретное рисование.
10.Процарапывание.
11. Цветной пластилин, полученный резанием.
12.Рисование пластилиновой стружкой.
Слайд 18Примазывание
Отпечатки
Лепка из колбасок
Слайд 19Скатывание
Отпечатки.
Рисование пластилиновой стружкой
Слайд 20Вывод:
Таким образом тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на
развитие высшей нервной деятельности ребенка:
-Функции движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;
-развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обеих полушариях, и как следствие, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
Слайд 21
Восточный мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить,
а огонь, который надо зажечь».