Слайд 1Познавательно - исследовательский проект « Пуговица -
Волшебница »
Выполнила: воспитатель
МБДОУ № 17 «Огонек»
Сопина Нина Ивановна
Слайд 2Актуальность
Мы живем в век высоких технологий. Мир современных
предметов постоянно расширяется и пополняется. Все это находит отражение в повседневной жизни, когда мы уже не обращаем внимания на предметы, которые нас окружают, и которыми мы пользуемся каждый день. Но эти предметы могут рассказать очень много интересного и увлекательного. Одним из таких предметов и является пуговица. Ведь сейчас дети, к сожалению, мало тренируют движения пальцев рук: на одежде и обуви – «липучки» вместо пуговиц, кнопок или шнурков. Нам так удобнее, легче и быстрее. Эта смена жизненной ситуации отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас для развития мелкой моторики нужны специальные упражнения и игры с детьми. Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Играть с пуговицами интересно, увлекательно. Поэтому мы решили создать в нашей группе мини-музей «Пуговица - волшебница».
Слайд 3Цель:
формирование у детей естественно - научных представлений о предметах
окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности, формирование представления о пуговицах и их назначении.
Слайд 4Задачи
Образовательные:
формировать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности;
научить самостоятельно застегивать и расстегивать
пуговицы, сформировать представление о разнообразии размеров, цвета, форм пуговиц и материалов, из которых они сделаны;
организовать совместную поисково-познавательную деятельность дошкольников, педагогов, родителей.
Развивающие:
развивать мыслительную активность и творческие способности;
способствовать развитию коммуникативных навыков;
обогащать сенсорный опыт детей;
развивать мелкую моторику рук;
учить применять полученные знания в жизни.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у детей музейной культуры, увлечь идеей коллекционирования и собирательства, обогащать игровой опыт детей, способствовать укреплению внутрисемейных связей; установить доброжелательные отношения между педагогами и детьми.
Слайд 5
Паспорт проектной работы
Возраст детей: 4-ый год жизни
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Тип
проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность: 1 месяц.
Слайд 6
Формы реализации проекта
-НОД;
-игры (дидактические, речевые, подвижные, настольно-печатные);
-беседы, общение;
-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок,
одежды детей с пуговицами;
-использование мультимедийных презентаций;
-работа с родителями.
Слайд 7Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
речевое развитие,
социально – коммуникативное развитие,
художественно
– эстетическое развитие,
физическое развитие.
Слайд 8Информационно – техническое оснащение:
Методическая литература (список прилагается).
Стихи, загадки по теме.
Иллюстрации
по теме.
Пуговицы, сделанные из разных материалов, разного размера и цвета.
Дидактические игры, сделанные своими руками (воспитатели, родители).
Фотоаппарат.
Видеомагнитофон.
Материалы для изобразительной деятельности.
Слайд 9Подготовительный этап (1-я неделя):
подбор и анализ информации по данной теме;
планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Основной этап: (2 - 3 недели):
образовательная, трудовая, продуктивная деятельность;
изготовление дидактических игр;
сбор материалов для коллекции пуговиц;
исследование и систематизация пуговиц для коллекции;
экспериментирование с пуговицами.
Заключительный этап (4 -я неделя):
Оформление мини – музея «Пуговица – волшебница»;
Оформление «Коллекции пуговиц»
Выставка творческих работ.
Открытые занятия.
Этапы работы:
Слайд 10
Продуктами проектной деятельности являются:
Выставки детских рисунков.
Выставка поделок.
Коллекция пуговиц.
Мини-музей.
Слайд 11
Этапы работы с родителями
Оформление родительского уголка: размещение консультации «Вторая жизнь пуговицы».
Подбор
и изготовление наглядно – дидактических пособий из пуговиц, демонстрационного материала.
Выставка поделок, изготовленных руками детей и воспитателей, детей и родителей.
Выставка творческих работ.
Фото - выставка работ над проектом.
Слайд 12Подготовительный этап
На подготовительном этапе мы сформулировали тему проекта, его цели и
задачи, определили место в группе, где разместить мини - музей.
Затем с помощью модели двух вопросов («Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?») выяснили представления детей о пуговицах. На их основе сформулировали темы познавательно - исследовательской деятельности:
Каких видов бывают пуговицы?
Из каких материалов делают пуговицы?
Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы.
Слайд 13Основной этап
Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и
в процессе организации различных видов детской деятельности по всем образовательным областям.
Слайд 14
Содержание деятельности
по реализации проекта с детьми
Познавательное развитие:
Упражнения на определение
цвета, величины, формы, материала пуговиц; установление сходства и различия.
Презентация на тему «Как мы используем пуговицы?».
Наблюдение «Где пришиты пуговицы на одежде детей нашей группы?».
Беседы на темы «Почему надо застегивать пуговицы на одежде?», «Чем опасны пуговицы?» (об аккуратном обращении с пуговицами).
Дидактические игры: «Пришить пуговицу» (используется шнуровка), «Какая лишняя?» (на развитие пространственного восприятия); «Выложи узор» (на развитие микроориентирования, внимания, эстетического восприятия); «Подбери к одежде»
(на стимулирование исследовательской активности, развитие воображения, умения ориентироваться в сезонных видах одежды); «Цветовая сортировка» (раскладывание пуговиц по цвету)
Элементы экспериментальной деятельности:
« Тонет-плавает»
«Ломается - не ломается»
«Лёгкая – тяжёлая»
НОД с применением метода исследовательского обучения "Такие разные пуговицы!"
Слайд 17НОД с применением метода исследовательского обучения. Тема: "Такие разные пуговицы!"
Слайд 18
Социально коммуникативное
развитие
Задания «Найти пуговицу по цвету, размеру, форме».
Серия дидактических игр
на формирование представлений о разнообразии размеров, цвета, форм пуговиц и материалов, из которых они сделаны.
Игра в паре «Помоги другу» (дети в парах расстегивают и застегивают пуговицы друг другу).
Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по безопасности в быту (учить детей безопасному обращению с предметами окружающего мира: мелкими предметами).
Трудовая деятельность: «Путешествие в волшебный лес пуговиц» (оказание помощи игровым персонажам).
Серия дидактических игр на формирование умения застегивать пуговицы.
Слайд 20Речевое развитие
Рассматривание иллюстраций, наглядного материала самостоятельно и с последующим обсуждением.
Беседа на
тему «Какие бывают пуговицы?» (круглые, овальные, квадратные, треугольные, металлические, пластмассовые, деревянные, разных цветов и т. д.).
Чтение художественной литературы (рассказ Л. Улицкой «Сто пуговиц», стихи о пуговицах Т. Ефимовой, К. Брель,
В. Бредихина, Е. Менжинской, И. Александровой, С. Видерхольд, В. Юркова, Е. Долматовского «Коричневая пуговка», книги Е. Каликинской «Парад пуговиц» и т. д.).
Рассматривание иллюстраций одежды с пуговицами (активизация словаря); составление рассказов о пуговицах.
Слайд 22
Физическое развитие
Хождение по массажным коврикам с пришитыми пуговицами для
профилактики плоскостопия, пальчиковая гимнастика «С нитки пуговки снимаю», подвижная игра «Пуговка не убегай».
Слайд 23
Художественно эстетическое
развитие
Рисование, раскрашивание, пуговиц, рисование пуговицами, лепка пуговиц из пластилина.
Пришивание пуговиц с использованием метода шнуровки.
Слушание «Песни пуговки-непоседы» из арт-проекта «Жужа. Ежедневная сказка для детей» (авт. - А. Коротич и Т. Милоянин), просмотр мультфильма «Сто пуговиц» (по одноименному рассказу Л. Улицкой, реж. С. Олифиренко, 1983 г.)
Лепка «Маленькие подружки большой пуговки».
Аппликация« Пуговицы на рубашки трех медведей».
Рисование «Укрась пуговку».
Слайд 25Аппликация
« Пуговицы на рубашки
трех медведей»
Слайд 26Лепка
«Маленькие подружки большой пуговицы»
Слайд 28 Заключительный этап
На заключительном этапе был оформлен мини – музей «Пуговица
– волшебница». Организована выставка поделок, изготовленных руками детей и воспитателей, детей и родителей.
Подвели итог для чего нужна пуговица людям;
как можно использовать пуговицу.
Пригласили детей из соседней группы посмотреть наш мини - музей.
Показали мини – музей сотрудникам детского сада, родителям.
Продолжаем учиться застегивать пуговицы.
Проект способствовал развитию у дошкольников связной речи, памяти, внимания, мышления, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук, объединил педагогов, родителей и детей общей идеей.
Слайд 31Поделки, изготовленные руками родителей.
Слайд 32Поделки, изготовленные руками воспитателей.
Слайд 33Самостоятельная
игровая
деятельность детей