Слайд 1Международный день музыки (англ. International Music Day) был учреждён по инициативе
Международного музыкального совета (IMC) при ЮНЕСКО, ежегодно отмечается во всём мире
1 октября.
Решение о проведении Международного дня музыки было принято на 15-й Генеральной ассамблее IMC в Лозанне в 1973 году.
Слайд 2Музыка (от греческого musike, буквально — «искусство муз») — вид искусства,
в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. С музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться.
Слайд 3
Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к
музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек. А Международный день музыки реализует идею сближения и дружбы между народами, взаимного обогащения культур, ведь язык музыки интернационален и понятен всем, кто чувствует...
Слайд 4Первый Международный день музыки был проведён 1 октября 1975 г.
Цель этого
Дня:
— распространение музыкального искусства во всех слоях общества;
— реализация присущих ЮНЕСКО идеалов мира и дружбы между народами, развития культур, обмена опытом и взаимного уважительного отношения к эстетическим ценностям друг друга.
Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович.
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Слайд 5Шостакович Дмитрий Дмитриевич (25.09.1906- 09.08.1975) советский пианист, общественный деятель, педагог, доктор
искусствоведения, народный артист СССР, один из наиболее плодовитых композиторов XX века.
Шостакович Д.Д. - автор многочисленных симфоний, опер и оперетт, концертов для инструментов с оркестром, балетов, струнных квартетов, произведений для хора и инструментального
ансамбля, для
драматического
театра и кино.
Слайд 6
Великие русские композиторы
Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия,
великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.
Слайд 7
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (7 мая 1840 - 6 ноября 1893 года)
— русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Слайд 8
Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета,
семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру и, наряду с творчеством его современников — знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.
Слайд 9
Михаил Иванович Глинка (1804—1857)
Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки
и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Слайд 10
Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Ивановича Глинки способствовало непосредственное
общение с такими личностями, как А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.А. Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени - В. Беллини, Г. Доницетти, Ф. Мендельсоном и позже с Г. Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера.
Слайд 11
Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)
Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй
половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Слайд 12
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), являющаяся
образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В "Князе Игоре", на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.
Интересный факт: именем Бородина названа хиическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
Слайд 13
Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков - талантливый русский композитор, одна из
важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Слайд 14
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы - 15 работ, демонстрирующих
разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк - при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник".
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей - Даргомыжского, Мусоргского и Бородина.
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.
Слайд 15
Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев - один из крупнейших русских
композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков.
Слайд 16
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы "Война и мир",
"Повесть о настоящем человеке"; балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория "На страже мира"; музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный"; симфонии № 5, 6, 7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.
Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)
Слайд 17
Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943)
С.В. Рахманинов - крупнейший мировой композитор
начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом "самый русский композитор", подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
Слайд 18
В 1917 году С.В. Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и
осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последние сочинения – «Симфония № 3» (1937) и "Симфонические танцы" (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.
Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.