Слайд 1Дидактические игры
«Осень»
Иванова И.Л.
Слайд 2 Дидактическая игра «Осенние приметы»
Задачи: закреплять
знания о приметах осени, развивать
устную речь, наблюдательность, внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других
времён года (5-6 штук),игровое
поле, разделённое на 8 клеток.
Ход игры: дети (2 человека) по очереди берут картинку,
называют, что на ней нарисовано, определяют,
когда это бывает. Если - осенью, кладут картинку
на игровое поле. Если – в другое время года,
убирают в сторону. Далее по каждой картинке
составляют предложение, используя ключевое
слово «осенью».
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Слайд 3 Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на
ощупь определять фрукт
или овощ по его форме, правильно называть его цвет,
развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я - чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и
фруктов. Далее по очереди берут из мешочка
предмет, на ощупь определяют, что это, называют
его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи»,
«Фрукты».
Слайд 4 Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать
умение подбирать пары картинок с
изображением целого фрукта и его части, развивать
устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с
изображением целого фрукта, у другого – картинки
с изображением его части. Один играющий
выкладывает свою картинку, называет, что на неё
изображено, а другой должен подобрать
соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Слайд 5 Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать
умение различать овощи и
фрукты, учить использовать в речи обобщающие
слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и
фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на
ней изображено, определяют, к какой группе
относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Слайд 6 Дидактическая игра «Запасы зверей»
Задачи: совершенствовать умение подбирать
животным
соответствующую им еду, развивать внимание,
память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением
растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с
изображением растений или грибов, называют,
что это, и кладут к картинке определённого
животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Слайд 7 Дидактическая игра « Какой
сок?»
(«Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть
фрукты, учить образовывать прилагательные,
развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки,
называют изображённый фрукт и говорят, как
будет называться сок (или варенье ) из этого
фрукта.
Например: «Это яблоко — яблочный сок».
Слайд 8 Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Задачи: совершенствовать умение
дифференцировать
деревья по их стволам и листьям, развивать
внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх
разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов
деревьев. Дети должны разложить листья на своё
дерево.
Примечание: игра может проводиться в групповой и
индивидуальной форме.
Слайд 9 Дидактическая игра « Какой лист?»
Задачи:
совершенствовать знания различать листья трёх
деревьев, учить образовывать прилагательные,
развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу
корзинку. По очереди достают листок, говорят, с
какого он дерева и образуют прилагательное.
Например:
это лист с берёзы - берёзовый лист.
Слайд 10 Дидактическая игра « Парные картинки»
Задачи: учить соотносить
пары картинок по принципу «целое и
его часть», развивать логическое мышление, внимание,
наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в
каждой паре картинок на одной нарисовано целое
изображение, а на другой его отдельная часть в виде
отдельного предмета (например: птица на осенней
ветке — осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым
изображением, у второго - картинки с отдельными
предметами. Один ребёнок берёт любую свою
карточку, а другой должен подобрать ей парную,
объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает
свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей
пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Слайд 11 Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: закреплять
умение на слух воспринимать названия
овощей и фруктов, находить их на картинках,
развивать слуховое внимание.
Атрибуты: предметные картинки по теме.
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и
назвать овощи (фрукты или ягоды, или грибы, в
зависимости от темы), которые упоминались в
стихотворении, и показать или выложить
картинки с их изображением. Когда читается
стихотворение во второй раз, дети хлопают в
ладоши, если услышат название овоща (фрукта,
ягоды, грибы).
Слайд 12 Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти,
совершенствование знаний об
овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Слайд 13 Дидактическая игра «Собери в корзинку»
Задачи: совершенствовать умение
различать овощи, фрукты и
ягоды, учить использовать в речи обобщающие
слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: три корзинки, предметные картинки овощей, фруктов
и ягод.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на
ней изображено, определяют, к какой группе
относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Слайд 14 Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: развитие умений классифицировать предметы
по
существенным признакам, закрепление слов –
обобщений.
Атрибуты: карточки с изображением пяти предметов (овощей,
фруктов, ягод), четыре из них относятся к одной
тематической группе, а пятая - к какой-нибудь
другой группе, фишки.
Ход игры: детям дается задание: «Рассмотрите картинки,
назовите, что на них изображено и определите,
какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы
назовите одним словом». Каждый участник
исключает лишний предмет по очереди. Если он
ошибается или не выполняет задание, его вариант
предлагают выполнить следующему игроку. За
каждое правильно выполненное задание дают
фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше
фишек.
Слайд 15Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: развитие умений детей точно
определять место
произрастания фруктов и овощей.
Атрибуты: картинки фруктов и овощей, картинка с огородом
и картинка с садом.
Ход игры: играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Педагог
даёт одному ребёнку (группе) картинку с
изображением огорода, а другому ребёнку (группе)
картинку с изображением сада. Перед детьми
раскладываются картинки с изображением
фруктов и овощей. Ребёнок (группа), у которого
картинка с изображением огорода, собирает
овощи, а ребёнок (группа), у которого картинка с
изображением сада, собирает фрукты. В конце
игры дети проверяют друг у друга правильность
выполнения задания.
Слайд 16Дидактическая игра «Какой овощ пропустили?»
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания
и
зрительной памяти.
Атрибуты: игрушка «Заяц», натуральные овощи или
муляжи овощей.
Ход игры: педагог показывает ребенку зайца и объясняет,
что у него сегодня день рождения. Приходили
гости и принесли множество подарков. Педагог
раскладывает перед зайцем овощи-подарки,
перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок
должен отгадать какой и назвать его.
Примечание: в игру может играть группа детей.