Слайд 1Диагностика и коррекция стертых дизартрий у дошкольников
Подготовила : учитель-логопед Стодоля Т.Л.
Слайд 2Определение дизартрий
Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики (интонационно-выразительная окраска
речи), которые обусловлены недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного). Таким образом, при дизартрии нарушается именно двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы.
Слайд 3Определение стертой дизартрии
Стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах
фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
Слайд 4Лёгкие степени дизартрии
Стёртые дизартрии
МДР (минимальные дизартрические расстройства)
Артикуляционная апраксия
Слайд 5М.Б. Эйдинова; Е.Н. Правдина- Винарская
О.А. Токарева
Л.В.Мелехова
И.И. Панченко
Е.Ф. Соботович;А.Ф.Чернопольская
Э.Я. Сизова; Г.В.Гуровец; С.И.
Маевская
Л.В. Лопатина; Н.В. Серебрякова
Е.Н. Архипова
А.Н. Корнев
Слайд 6Лёгкие степени (стертые) дизартрии встречаются наиболее часто у детей:
с
общим недоразвитием речи (ОНР) в 60-80%;
у детей с фонетико-фонематическими нарушениями (ФФН) в 30-40%;
и у детей наблюдающихся с диагнозом «сложная дислалия» при тщательном обследовании стертая дизартрия выявляется в 6-10%.
Слайд 7Диагноз стертая форма дизартрии в подавляющем большинстве случаев ставят после пяти
лет. Все дети, с симптоматикой соответствующей стертой дизартрии, должны направляться на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза, а также для назначения адекватного медикаментозного лечения и обследования. Таким образом, при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:
- медицинское обследование и лечение;
- логопедическую работу.
Слайд 8Этиология стертых дизартрий
Пренатальный период
Токсикоз
Хронические заболевания матери (печень, почки, сердечно- сосудистые заболевания
и т.д.)
Заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в I период)
Слайд 9Этиология стертых дизартрий
Натальный период
Стремительные или сухие затяжные роды;
Асфиксия новорожденных;
Резус- конфликтная ситуация.
Постнатальный
период
Чрезмерное двигательное беспокойство;
Постоянный плач;
Стойкое нарушение сна.
Слайд 10Этиология стертых дизартрий
У новорожденных отмечаются первые признаки псевдобульбарных нарушений:
Слабость крика;
Отказ от
груди;
Трудность удержания соска;
Вялость акта сосания;
Быстро наступающая утомляемость.
Это свидетельствует о нарушении сосательного рефлекса, о возможном наличии пареза артикуляционных мышц губ и языка. Частые поперхивания, обильные срыгивания указывают на возможность паретического состояния мышц, иннервируемых языко- глоточным нервом.
Слайд 11 Раннее психо- моторное развитие
детей со стертой дизартрией
Колеблется от нормы
до выраженной задержки части установочных рефлексов и локомоторных функций.
Постнатальный период этих детей характеризуется наличием различных заболеваний: вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые простудные, инфекционные заболевания.
Слайд 12Неврологический статус
Отмечается микросимптоматика, выявленная при тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок:
Стертые
парезы;
Изменения тонуса мышц;
Гиперкинезы в мимической и артикуляционной мускулатуре;
Патологические рефлексы (основные рефлексы, которые остаются долгое время)
Слайд 13Черепно- мозговые нервы
XII пара – подъязычный
При поражении отмечаем :
Ограничение движений языка
в стороны, вверх, вперёд;
Пассивность кончика языка;
Чрезмерное напряжение спинки языка;
Слабость одной половины языка;
Беспокойство при попытке удержания языка в заданном положении;
Недифференцированность движений кончика языка (круговые, вверх-вниз);
Напряжение при ускорении темпа;
Нарастающее утомление мышц;
Потеря четкости движений, координации;
Повышение саливации;
Отклонение языка при высовывании ( при высунутой ½ части языка > отклонения в здоровую сторону);
Парез одной половины языка с её атрофией;
Фибрилярные (мелкие) подергивания.
Слайд 14Черепно- мозговые нервы
III пара – глазодвигательный нерв
Односторонний птоз;
Сходящееся и расходящееся косоглазии;
Ограничение
объёма движений глазных яблок в виде легкого недоведения до наружной спайки.
Слайд 15Черепно- мозговые нервы
V пара – тройничный ; IX - языкоглоточный; X
– блуждающий нервы
Нет тяжёлых расстройств. В некоторых случаях отмечаются :
Недостаточность сокращения мягкого нёба;
Отклонения uvula в сторону с легким парезом нёбной занавески с противоположной стороны, свидетельствующего об одностороннем поражении IX и X пар черепно- мозговых нервов.
Слайд 16Черепно- мозговые нервы
VII пар – лицевой нерв
Сглаженность носогубных складок
справа или слева, что вызывает недостаточное оскаливание зубов;
Слабое надувание щёк с одной стороны.
Слайд 17Двигательная сфера
Наличие активных движений в полном объёме; но движения замедленые, неловкие
недифференцированные;
Ограничение движений верхних и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны.Это указывает на наличие односторонних паретических явлений.
Слайд 18Мелкая моторика
Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками
самообслуживания.
На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.
Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.
Слайд 22Рефлекторная сфера
Сухожильные рефлексы оживлены;
Кожные покровы на стороне пареза снижены;
Наблюдаются рефлексы орального
автоматизма;
Непостоянные истощающиеся рефлексы Бабинского.
Со стороны ВНС
Потливость ладоней и стоп;
Стойкий красный дермографизм.
Слайд 23Речевая моторика
Обусловлена нарушением функции тех двигательных нервов, которые участвуют в артикуляции.
Слабость этих нервов, наличие мышечной и иннервационой недостаточности в органах артикуляции отражаются
Не только на артикуляции звуков,
Но и на переключении с одного звука на другой,
На плавности последовательной смены артикуляционных движений;
Автоматизации речи.
Слайд 25Речевая моторика
Движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляционного аппарата характеризуются
Быстрой истощаемостью,
низким качеством,
Не имееют достаточной точности, плавности.
Для одних детей характерна скованность движений, для других- двигательное беспокойство, наличие гиперкинезов языка, трудность нахождения и удержания позы, синкенезии(опускание век при открывании рта, движения нижней челюсти при поднимании языка вверх, пальцев рук при выполнении артикуляционных заданий).
Таким образом, наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов. Это говорит о том, что у детей со стертой формой дизартрии недостаточно развита кинестетическая чувствительность в области артикуляции.
Слайд 27Нарушение психических процессов
Пониженный уровень устойчивости и переключаемости внимания
Нарушение зрительной и речеслуховой
памяти
Некоторое ослабление мыслительной деятельности, но не по типу умственной отсталости, а по типу астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти.
Слайд 28Нарушение звукопроизношения
Межзубное произношение переднеязычных звуков [Т], [Д], [Н], [Л],[С] сочетается с
отсутствием или велярным произношением звуков [Р],[Р'].
Боковое произношение шипящих, свистящих звуков, звуков [Р],[Р'] , или замена [Р],[Р'] на [Д],[Д'].
Спастическое напряжение средней части спинки языка делает всю речь ребенка смягченной.
Шипящие звуки формируются в более простом , нижнем произношении и заменяют свистящие звуки и т.д.
У детей страдающих СФД часто встречаются дефекты озвончения. В данном случае они должны рассматриваться как частичное нарушения голоса.
Слайд 29Нарушение просодико- мелодико- интонационной стороны речи
Нарушения формирования интонационной структуры предложения. При
этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.
Голосовые нарушения обусловлены нечёткой артикуляцией и лёгкими парезами мышц гортани >у детей со СФД могут быть нарушены все характеристики музыкальности речи.
Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонная, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей в процессе речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию имитировать голоса животных то высоким, то низким голосом).
Слайд 31 Уровень речевого развития детей со СФД
Фонетически изолированный дефект у
ребенка со стертой дизартрией
Фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка со стертой дизартрией
Общее недоразвитие речи у ребенка со стертой дизартрией
Слайд 32Структура дефекта при дизартрии
Нарушение мимической и артикуляторной моторики
Нарушение звукопроизношения
Нарушение дыхания
Нарушение интонационной
стороны речи.
Слайд 33Логопедические заключения при стертой дизартрии
Фонетически (изолированный)дефект: сигматизм свистящих, у ребенка со
стертой дизартрией
Фонетико- фонематическое недоразвитие речи у ребенка со стертой дизартрией
Общее недоразвитие речи III уровня, у ребенка со стертой дизартрией
Слайд 34Направления логопедической работы при стертой дизартрии.
Формирование и совершенствование артикуляционной моторики:
меры по
преодолению саливации;
затормаживание нередуцированных оральных и тонических рефлексов;
обучение регуляции тонуса мышц;
снижение зависимости от гиперкинезов;
развитие силы и координации артикуляторных движений.
Формирование правильного звукопроизношения (постановка, автоматизация и введение в речь звуков, дифференциация смешиваемых звуков в речи).
Воспитание навыков правильного дыхания.
Формирование просодических компонентов речи: темпа, ритма, интонации.
Развитие и совершенствование мимической , мелкой и общей моторики.
Слайд 35План логопедической работы при фонетически (изолированном)дефекте: ___________ , у ребенка со
стертой дизартрией
Формирование и совершенствование артикуляционной моторики:
меры по преодолению саливации;
обучение регуляции тонуса мышц;
развитие силы и координации артикуляторных движений.
Формирование правильного звукопроизношения (постановка, автоматизация и введение в речь звуков).
Воспитание навыков правильного дыхания.
Формирование просодических компонентов речи: темпа, ритма, интонации.
Развитие и совершенствование мимической , мелкой и общей моторики.
Слайд 36План логопедической работы при фонетико- фонематическом нарушении речи у ребенка со
стертой дизартрией
Формирование фонематического слуха и восприятия.
Формирование и совершенствование артикуляционной моторики:
меры по преодолению саливации;затормаживание нередуцированных
оральных и тонических рефлексов
обучение регуляции тонуса мышц;
снижение зависимости от гиперкинезов;
развитие силы и координации артикуляторных движений.
Формирование правильного звукопроизношения:
постановка, автоматизация и введение в речь звуков;
дифференциация смешиваемых звуков в речи.
Воспитание навыков правильного дыхания.
Формирование просодических компонентов речи: темпа, ритма, интонации.
Развитие и совершенствование мимической , мелкой и общей моторики.
Слайд 37План логопедической работы при общем недоразвитии речи III уровня,
у ребенка
со стертой дизартрией
Формирование фонематического слуха и восприятия.
Формирование и совершенствование артикуляционной моторики.
Постановка отсутствующих звуков.
Автоматизация звуков в слогах, словах , предложениях и связной речи.
Введение звука в речь.
Формирование звукового анализа и синтеза.
Формирование слоговой структуры слова.
Совершенствование ритмико-мелодико- интонационной стороны речи.
Формирование лексической стороны речи: уточнение, накопление и обогащение словарного запаса в соответствии с программными требованиями и уровнем речевого недоразвития.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
Развитие и совершенствование мелкой моторики и неречевых психических процессов.
Слайд 38Приёмы логопедической работы
МИМИЧЕСКАЯ
ГИМНАСТИКА
С КРОШЕМ
Слайд 51Формирование и совершенствование артикуляционной моторики:
меры по преодолению саливации;
затормаживание нередуцированных оральных и
тонических рефлексов;
обучение регуляции тонуса мышц;
снижение зависимости от гиперкинезов;
развитие силы и координации артикуляторных движений.
Слайд 52Формирование правильного звукопроизношения
Слайд 53Воспитание навыков правильного дыхания.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно
производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.
Слайд 54Статическая дыхательная гимнастика.
Для воспитания внеречевого дыхания учат быстрому вдоху и плавному,
равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться по силе:
сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
сдуть ватку;
подуть на султанчики;
погреть ладошки;
подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
подуть в дудочку, свирель, в трубу;
извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.
Слайд 55Динамическая дыхательная гимнастика
подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к.
способствует расширению емкости легких. Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.
Расслабляющие движения: подражание полету птиц; поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища; поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад; наклонить голову вперед, расслабляя мышцы; медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот; медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен и др. [1]
Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения:
Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.
Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.
Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.
Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.
Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.
Слайд 56Фонационная дыхательная гимнастика.
Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох
в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.
Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным. Сначала произносим один гласный на одном выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков. Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки, подражая разным животным или насекомым (ж - жук, з - комар и т.д.)
Слайд 57Речевая дыхательная гимнастика.
На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят
слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания и сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.
1) Слоги на одном выдохе
Па по па по пу па по пу пы па по пу пы пэ пи и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.
2) Слова на одном выдохе
счет до 5, до 10.
дни недели
времена года
названия месяцев
Слайд 58Речевая дыхательная гимнастика.
3) Фразы на одном выдохе
Пословицы:
Береги нос
в большой мороз
Любишь кататься – люби и саночки возить и т. д.
Загадки:
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Лежал, лежал да в реку побежал. (Снег)
4) Произнесение предложений на одном выдохе под мяч
Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.
Меня зовут Вася (3 броска мяча).
Мою маму зовут Лена (4 броска мяча).
И другие предложения, в ответ на вопросы логопеда.
5) Чтение стихотворения, сопровождая каждое слово броском мяча об пол.
Слайд 59Воспитание навыков правильного дыхания.
Слайд 60Формирование просодических компонентов речи: темпа, ритма, интонации.
Ритм.
По словесной инструкции: «Хлопни в
ладоши 2 раза , сделай паузу, хлопни один раз».
По показу: если ребенок не справился, то тоже самое выполняется по показу.
С опорой на схему: в случае , если ребенок не справился с предыдущим заданием, ему предъявляется карточка- схема с определенным ритмом.
Слайд 61Формирование просодических компонентов речи: темпа, ритма, интонации.
Ритм.
ХХ Х
ХХ ХХ
Х
Х ХХ Х
Х Х ХХ
ХХ Х
ХХ ХХ Х
Х ХХ Х
Х Х ХХ
Слайд 62Формирование интонационной стороны речи. Ритм.
Игра «Потанцуем?»
« В ритме вальса» -
1-2-3
Игра «Барабанщики».
Х ХХХ Х Х Х Х
Считалки.
Игра «Дирижер и оркестр».
Колокольчик : динь- дон.
Барабан – бом-бом- бом.
Гармошка – ля-ля-ля.
Игра « Хор лягушек»
Слайд 64Формирование интонационной стороны речи.
Развитие физических характеристик голоса.
О О
О О О
Слайд 65Формирование интонационной стороны речи. Развитие физических характеристик голоса.
А
А А А А А А А
Слайд 66Формирование интонационной стороны речи.
Развитие физических характеристик голоса.
У У
У У У У У У У
Слайд 67
Формирование интонационной стороны речи.
Развитие физических характеристик голоса.
КУ КА
РЕ КУ
КУ КА РЕ КУ
Слайд 68Формирование интонационной стороны речи.
Развитие физических характеристик голоса.
Слайд 69Формирование интонационной стороны речи
Поднимаемся по лесенке , повторяя слог (слово, фразу)
с различной силой голоса, высотой голоса.
Слайд 70Формирование интонационной стороны речи
Слайд 71Приёмы работы по формированию интонационной стороны речи
Формируя звукопроизношение, фонематическое
восприятие, лексико- грамматическую сторону речи , мы можем на любом этапе использовать упражнения на формирование интонационной стороны речи.
Слайд 72
Повторение ряда слогов с выделением голосом одного из них
Слайд 73 Повторение ряда слов с выделением
одного из них
Слайд 74Укрась ёлку
Украшать ёлку можно картинками с определенным звуком, а можно с
соответствующеё слоговой структурой. Например: выбрать картинки, в названиях которых 2 слога (первый слог ударный).
Слайд 75Формирование интонационной стороны речи
Слайд 76Упражнения на автоматизацию
звука Л.
Слайд 77Развитие и совершенствование мелкой и общей моторики
Кольцова М.М., Аксенова М., Ткаченко
Т.А., Цвынтарный В.В.
Аксенова М дает упражнения в динамике усложнения (Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи //Дошкольное воспитание. 1990. № 8)
«Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях…» И.П. Павлов.
Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т.д.
Слайд 78Развитие мелкой моторики пальцев рук
«Птички- синички»
«Котенок»
Развитие моторики большого пальца руки:
Коррекционная работа
по противопоставлению большого пальца руки другим пальцам.
Коррекционная работа по развитию движений большого пальца в усложнении.
«Молоточки»
«Скакалочка» - сначала в одну сторону (от себя), затем в другую (на себя).
Слайд 79Развитие мелкой моторики пальцев рук
Целый день тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки
стучат,
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для девочек,
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом.
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Я скачу, я верчу
Новую скакалку.
Захочу, обскачу
Галю и Наталку.
Ну-ка раз, ну-ка два
Посреди дорожки,
Да бегом, с ветерком,
Да на правой ножке.