Слайд 1Тема: «Девиантное поведение : пути решения»
Подготовила : педагог-психолог Ушакова И.Г.
МКДОУ детский
сад «Сказочная страна»
Панинского района Воронежской области
Слайд 2Детство, как почва, в которую попадают семена. Они крохотные, их не
видно, но они есть. Потом они начинают прорастать ……Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом.
Слайд 3Девиантное поведение – это отклонение от норм и правил. Совершение поступков,
которые противоречат социальным нормам и правилам.
Слайд 4Причины:
- Наследственность, явное неблагополучие в семье ( конфликты, непонимание со стороны
близких);
- Высокий уровень тревожности;
-Неудовлетворенность своим положением в семье;
-Способ самоутверждения;
-Ориентация на лидеров;
- Неосознанное переживание своей несостоятельности;
-Примеры жестокости и насилия в СМИ.
-Низкий уровень эмоцмонально- волевых качеств.
Слайд 5Характеристика семей, вызывающих девиантное поведение.
1) Семьи, члены которых имеют психические и
другие тяжелые заболевания, пристрастие к алкоголю, наркотикам, асоциальное поведение.
2) Семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями царит непонимание, дефицит любви, враждебность, насилие, доминантное влияние одного из родителей.
3) Семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку.
4) Семьи с авторитарной системой воспитания.
Слайд 6В младшем дошкольном возрасте отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На
запреты ребенок может отреагировать бурно: завизжать, начать брыкаться, и т.д. До 5-ти летнего возраста такое поведение считается нормой и не требует дополнительной коррекции со стороны. В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает что такое «борьба переживаний». Это воспринимается как противоречие между собственным «Я» и оценками окружающих. Ошибки воспитания в этом возрасте приводят к тому, что малыша поглощают собственные эмоции. А это в свою очередь становится причиной девиантного поведения.
Слайд 7
Рекомендуемый перечень методик для выявления девиантного ( склонности к агрессии, тревожности,
механизмов защиты и т.д.):
- Наблюдение;
- Проективные методики «Кактус», «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек», «Человек под дождем»;
- Методика «Социометрия» Дж. Морено;
- Методы исследования семейной ситуации;
-Методики диагностики особенностей личности( тест тревожности В. Амена, М. Дорки и др.)
- Методики изучения родительских оценок и притязаний.
Слайд 8Пути решения:
- формирование интереса к окружающим людям и желания их понять;
-
закрепление навыков общения и элементарных правил поведения;
- вырабатывание навыков адекватного поведения;
- обучение контролю своего эмоционального состояния.
Слайд 9Методы и средства коррекции.
Методы коррекции должны основываться на ведущей деятельности. У
дошкольников это игра.
Для развития эмоциональной и коммуникативной сферы как правило используют:
- коммуникативные игры;
- игры с водой песком;
-разыгрывание «трудных ситуаций»;
-сказкотерапия;
-игры и упражнения на релаксацию и снятие психоэмоционального напряжения.
Слайд 10Пескотерапия, как один из методов коррекции девиантного поведения.
Игра с песком –
это единственная и доступная для ребенка форма деятельности.
Ребенок часто не может выразить словами свои переживания, страхи. Тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая различные сюжеты с помощью песка и фигурок, создавая картину собственного мира, ребенок не только освобождается от напряжения, а приобретает бесценный опыт символического решения множества жизненных ситуаций.
Слайд 11В пескотерапии используют песок двух видов: сухой и мокрый. Мокрый песок
позволяет лепить большие фигуры без мелких деталей. Так же используют различные мелкие предметы: ракушки, камешки, бусины, крошечные фигурки, имитирующие животных, людей, транспорт, растения и др.
Слайд 12Цель такой терапии, дать возможность ребенку быть самим собой, и принимать
себя таким, какой он есть. В песочнице необходимо проигрывать разнообразные жизненные ситуации: бытовые, вызывающие страх, тревогу, агрессию и т.д. Разыгрывая подобные ситуации можно косвенно предложить ребенку новый опыт, который уменьшит силу проявления негативных эмоций в аналогичной ситуации в реальности.
Слайд 13Таким образом песочница – прекрасная среда для развития ребенка, для глубокого
понимания его внутреннего мира. С одной стороны, пескотерапия – это прекрасная развивающая среда , с другой определение и работа с внутренними конфликтами и переживаниями ребёнка. Это возможность отследить уровень и направленность агрессии, наличие и глубину конфликтов с близкими, поиск ресурсных возможностей, приобретение способов преодоления трудностей .