Слайд 1«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
Педагог – психолог:
Захарова О.В.
МАДОУ «Детский сад
№2 «Радуга»
Слайд 2Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и
приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом приводящим к:
Позитивным результатам (адаптированность)
-Негативным (стресс)
При этом выделяются критерии успешной адаптации:
-Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
-Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)
Слайд 3Адаптация делится на два уровня: физиологический и психологический.
Физиологический уровень (надо
привыкнуть):
1. К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды)
2. Невозможности уединения
3. Необходимости самоограничений
4. Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам
Психологический уровень (предстоит привыкнуть):
1. Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать
2. Необходимости отстаивать свое личное пространство
3. К отсутствию значимого взрослого ( мамы, папы…)
4. Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами
Слайд 4 Как должен быть подготовлен
ребенок к периоду адаптации
Должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок; мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком;
Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения;
С персоналом группы необходимо познакомиться заранее (рассказать о его привычках, особенностях поведения).
Слайд 5Алгоритм прохождения адаптации в группе младшего возраста
Чтобы привыкание к
ДОУ было максимально безболезненным для ребенка, нужно сделать его постепенным( у каждого ребенка проходит индивидуально): В течении 1-й недели ребенок посещает детский сад 1-2 часа;
В течении следующей недели увеличивается время пребывания на 1-1,5 часа (дети проходят основные режимные моменты-выход на прогулку, прогулка, возвращение с прогулки, обед и сон);
Полная адаптация – 10-12 недель.
Слайд 6Советы родителям
В период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации:
Проводить
адаптацию лучше во время вашего отпуска, так как в первое время ребенок находится не более 1-2 часов ( это регулирует воспитатель по мере наблюдения за малышом);
В период адаптации прислушивайтесь к советам и просьбам персонала ДОУ;
В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья малыша и своевременно сообщать о них работникам детского сада;
В период адаптации малыш особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы;
Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте впечатлениями;
Слайд 7
Постарайтесь не входить в группу, если ребенок плачет. Воспитателю будет
проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоиться, если войдете когда он плачет у него сформируется условный рефлекс: его плач и громкий крик вызывает мгновенное появление мамы. Придумайте ритуал-прощания или приветствия ( пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!». Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!»).
Малыши очень чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу и наоборот – ваша тревога передается ребенку, даже если реальной причины для него нет.
Слайд 8Первое время около месяца, стоит оставлять ребенка только до обеда. После
прогулки он может вернуться в группу, пообедать и потом вы его забираете. Если ребенок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе с детьми, то оставляйте его. Если малыш еще не готов оставаться – не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить травму. Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя – это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придется ходить каждый день.
Слайд 9Факторы, мешающие адаптации
малыша к д/с:
-Слишком сильная зависимость ребенка от
мамы;
-Чрезмерная тревожность родителей;
- Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
-Воспитание ребенка в системе «вседозволенность»;
- Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т.п.;
-Болезненность малыша;
-Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.
Слайд 10Помните всегда:
От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка.
Никогда
не говорите фразы : "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка