Слайд 1Работа с текстовой математической задачей
Учитель начальных классов
Магомедова Аминат Шапиевна
Слайд 2Новые стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на развитие
универсальных учебных действий, являющихся основой достижения метапредметных результатов образования.
Обучение математике создаёт благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников логических УУД (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение и др.).
Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений.
Слайд 3При решении текстовых математических задач у обучающихся формируются:
личностные УУД –
терпение, настойчивость, воля, навыки самооценки и контроля, умения общения.
метапредметные УУД – совершенствуются логические умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, выявлять основную и второстепенную информацию в тексте; пробуждается интерес к самому процессу поиска решения, достигая цель, обучающиеся получают моральное удовлетворение;
предметные УУД – формируются математические понятия, понимание значения математики в повседневной жизни, повышается вычислительная культура.
Слайд 4Для формирования умения решать задачи учащиеся должны научиться:
исследовать текст, находить в
нем нужную информацию;
определять, является ли предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи;
определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи;
выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор.
Слайд 5Подходы к обучению школьников решать задачи
Все методические рекомендации, связанных с обучением
младших школьников решению задач, рассматривается с точки зрения двух подходов.
Один подход нацелен на формирование у учащихся умения решать задачи определённых типов – активно используется в традиционной школе.
Цель другого подхода – научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей. Это метод развивающего обучения.
Слайд 6 При традиционном подходе дети сначала учатся решать простые задачи, а затем
составные, включающие в себя различные сочетания простых задач.
Методика обучения решению простых задач каждого вида сориентирована на три ступени:
подготовительную,
ознакомительную,
закрепление.
Работа с каждым новым видом составных задач ведётся так же.
Решение составных задач (при данном подходе) сводится к разбиению их на ряд простых задач и последовательному решению. Процесс решения каждой составной задачи осуществляется поэтапно:
Ознакомление с содержанием задачи.
Поиск решения задачи.
Составления плана решения.
Запись решения и ответа.
Проверка решения задачи
Слайд 7 При развивающем подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как
переход от словесной модели к модели математической или схематической.
В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений (математический анализ текста).
Слайд 12Задания для работы над задачей
Примеры заданий к задачам, предлагая которые можно
предоставить ученикам возможность выбора, организовать разнообразную работу в группах, быть готовыми к покомпонентному формированию общего умения решать задачи.
1-й этап
Докажите, что этот текст является задачей.
Сделайте иллюстрацию к задаче.
Выполните схематический чертёж.
Выберите масштаб и постройте чертёж в масштабе.
Попробуйте сделать краткую запись задачи.
Выберите неизвестное, обозначьте его буквой и переформулируйте весь текст задачи при помощи выражений с переменной.
Что можно изменить в тексте задачи, чтобы можно было сделать к ней схематический рисунок? Сделай это.
Слайд 132-й этап
Найди план решения задачи по чертежу.
Запиши рассуждения «от условия» в
таблицу.
Оформите рассуждения «от условия» схемой.
Оформите рассуждения «от вопроса» схемой.
Запишите рассуждения «от вопроса» в таблицу.
Составь хотя бы одно уравнение к данной задаче.
Решите задачу смешанным методом, пользуясь схематическим чертежом.
Используя чертёж, выполненный в масштабе, решите задачу геометрическим методом.
Решите задачу алгебраическим методом.
Найдите два способа решения данной задачи
Слайд 143-й этап
Запишите арифметическое решение задачи выражением.
Запишите арифметическое решение задачи по действиям
с вопросами.
Запишите арифметическое решение задачи по действиям с пояснением.
Сделайте два варианта записи по действиям:
а) с наименованиями;
б) без наименований.
4-й этап
Выполните проверку решения задачи одним из способов.
Проверьте, правильно ли найден ответ, подставкой полученного результата в условие задачи.
Составьте одну задачу, обратную данной, если известен ответ задачи.
5-й этап
Проанализируй ход своего решения, был ли он рациональным.
Слайд 15Можно увидеть, что перечисленные задания формируют у младших школьников общее умение
решать задачи.