Слайд 1Преодоление факторов
школьной тревожности
у младших школьников
МБОУ «СОШ № 1» г.
Мирный Республика Саха (Якутия)
Автор презентации:
Лунгу Елена Ивановна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Январь 2017г
Слайд 3Как добиться успеха?
Цели, которых можно достичь, организуя интерактивные игры с детьми
Учитель
может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Он может научить их простым жизненным мудростям:
Проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяй себя подгонять;
- взаимоотношения людей – большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;
- не ожидай от других, что они прочтут твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь;
- не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;
- не нападай на других, когда тебе плохо.
помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий учителя и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.
Слайд 4Мы можем вселить в детей надежду
Важнейшая задача педагога – укрепить веру
детей в то, что они сами могут управлять
своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной историей и
с надеждой смотреть в будущее. Надежда – это та экзистенциальная установка, которая
Помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда
не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее
трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и
целеустремленность. Надежда – это то, без чего невозможно доверие к нашей
собственной внутренней, часто даже неосознаваемой мудрости. Мы можем помочь
детям услышать этот тихий голос.
Мы можем помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность
Именно в младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и
эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.
Можно помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в группе
Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов
решения. Упражняться с ними в принятии справедливого группового решения.
Педагог может помочь детям справляться со своими страхами и стрессом
Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных
для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как
рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и отдыхать.
Слайд 5Круг силы (игра с 8 лет)
Цели. В основе всякого успеха лежит
уверенность в себе. Когда мы чувствуем себя
усталыми, утомленными или ослабленными, поверить в успех – задача не из легких.
«Круг силы» - это простая форма визуализации, к которой дети могут прибегать, если захотят почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и собраться для успешного выполнения задачи.
Инструкция. Что вы делаете, когда перед вами стоит сложная задача? Как вы готовитесь к выполнению учебного задания в классе? Что вы делаете перед выполнением сложного домашнего задания? Что вы делаете перед началом экзамена или зачета, который хотите успешно сдать?
Я хочу показать вам способ концентрации сил и внимания, чтобы вы могли обрести чувство покоя и уверенности в своих силах. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха…
***
Представь себе, что ты стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освещает тебя мягким теплым светом. Ты стоишь в кругу золотого света, и он окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый золотой свет в себя, и тогда сила и тепло света проникают во все части твоего тела, вплоть до самых кончиков пальцев рук и ног. Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным…
Ты можешь представлять свой круг силы в любой момент, когда захочешь почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе. Ты можешь увидеть эту картину с золотым светом вокруг тебя вновь, и этот свет охранит тебя, согреет и наполнит свежими силами. Ну а теперь напрягись, потянись и открой глаза.
Слайд 6Копилка хороших поступков (игра с 10 лет)
Цели. Дети (как и взрослые)
нередко не ценят свои успехи и достижения.
Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому предлагаю вашему вниманию очень важное мероприятие, которое поможет детям завершить школьную неделю приятными переживаниями. Начинайте это упражнение за 5 – 10 минут до конца последнего урока недели.
Материалы. Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.
Инструкция. Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а может, даже больше, чем они. Многие люди полагают, что они добьются большего, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успеха. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное-предлинное стихотворение. Выберите из всего этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь, и запишите их на листке бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того, как вы их запишите, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты и в самом деле сделала это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу. На все это у вас есть пять минут.
Слайд 7Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А
тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенных за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон.
Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали, и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.
Слайд 8Внимательность (игра с 9 лет)
Цели. Чтобы добиться успеха в жизни, детям
необходимо научиться не отвлекаться.
Очень полезно уметь концентрировать внимание разными способами и научиться способам организации своего рабочего пространства, например, умению готовить удобное и спокойное место для выполнения домашних заданий.
Инструкция. Когда вам труднее всего сконцентрироваться: когда вы замечаете что-нибудь постороннее или когда чувствуете какой-то особый запах? Что отвлекает вас дома, когда вы выполняете домашние задания? Что отвлекает вас от сосредоточенной работы в классе?
Помогите детям в ходе дискуссии выяснить, что отвлекает их чаще всего, и скажите, что сейчас покажете им некоторые варианты борьбы с отвлекающими факторами.
Я хочу показать вам несколько способов концентрации внимания. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха…
Слайд 9***
Представь себе, что ты сидишь за письменным столом у себя дома
и собираешься
делать домашнее задание. Теперь представь, что ты слышишь или видишь что-то, что отвлекает тебя. Чтобы это тебе не мешало, ты можешь представить себе защитный щит между собой и тем, что отвлекает тебя. Может быть, этот щит будет сделан из желтого волшебного стекла, сквозь которое почти не проникает никакой шум. А еще ты можешь представить себе красочные рамки вокруг твоего учебника или тетради. Это поможет тебе сконцентрировать внимание на работе, когда ты пишешь, читаешь или решаешь задачи. Кроме того, ты можешь себе представить и другие вещи, которые помогут тебе избавиться от помех. Хочешь, чтобы у тебя был сверхсильный телохранитель, который мог бы схватить своими мощными руками все ненужные шумы и стереть их в порошок? Сейчас ты можешь придумать себе средство, которое поможет тебе защитить свое рабочее место от всяческих помех. (1 минута)
Теперь открой глаза. Итак, что ты будешь представлять себе, когда захочешь не отвлекаться от дела?
Слайд 10Звучащая сила (игра с 8 лет)
Цели. Это две короткие разминки, которые
придадут детям свежие силы, бодрое
настроение и оптимизм. Особенно они полезны в тех ситуациях, когда у детей
снижается энергия, когда они устают. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа Я.
Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность «промассировать» утомленный мозг. Ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.
Инструкция.
Энергия звука «Аааа»
Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во время выдоха долгое «Аааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук «Аааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью. (1 мин.)
Энергия звука «Ииии»
на минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Ииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука… А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы… (30 сек.)
Слайд 11Вы можете проэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши
ученики сами
почувствовали, какие звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете поиграть в сигнальную сирену со звуками «Оооо» или «Уууу». Важно, чтобы все звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.
Вспомни успех (игра с 9 лет)
Цели. И дети, и взрослые обычно намного сильнее привязаны к своим старым успехам и достижениям, чем они думают. В этой игре мы покажем детям, как они могут вспомнить самое прекрасное из своих личных достижений и связанные с ним приятные переживания. Мы поможем им вновь пережить былые ощущения всем своим телом и дадим своего рода «закладку», с помощью которой они всегда смогут раскрыть нужную страницу в своей памяти. Всякий раз, когда ребенок захочет опереться на свои былые достижения и почувствовать уверенность в себе, он сможет с помощью этой «закладки» вновь вызвать у себя ощущение уверенности и собственной компетентности. Это поможет детям развивать в себе предпосылки для жизненного оптимизма, творческой активности, умения отстаивать свою позицию, без которых нелегко соответствовать требованиям окружающей жизни.
Слайд 12Перед началом классной работы, контрольной или перед выполнением задач,
требующих творческого
подхода, попросите учеников воспользоваться своими «закладками» и почувствовать всем телом оптимистический настрой на успех. Скажите детям: «Сядьте ровно и сделайте три глубоких вдоха… Вспомните о своих прошлых достижениях и раскройте свою «закладку успеха»…»
Инструкция. Что вы делаете перед началом сложной контрольной работы? Вы думаете о том, что чего-то не знаете? Или вспоминаете, что недостаточно подготовились, сделали не все необходимые упражнения? А кто из вас думает об удачно выполненных контрольных работах? Кто вспоминает о своих успехах, о тех случаях, когда он смог добиться хорошего результата?
Я хочу показать вам способ повышения уверенности в себе. Благодаря большему доверию к себе вы сможете лучше сконцентрировать внимание и настроить себя на решение сложной задачи.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха…
***
Представь себе, что сидишь в удобном кресле хорошего кинотеатра. Сейчас ты увидишь фильм, в котором будут показаны сцены из твоей собственной жизни. Это будут ситуации в которых ты добился успеха и чувствовал себя уверенно. Ты можешь посмотреть этот фильм в полном уединении и и сконцентрировать все свое внимание на экране. Пусть для тебя окажется полной неожиданностью, в какой последовательности и какие именно картины ты увидишь. Может быть ты увидишь, как впервые поплыл без посторонней помощи. А может быть как в первый раз без поддержки поехал на двухколесном велосипеде. Возможно, это будет ситуация, в которой ты довел до конца сложную работу. А может быть гром аплодисментов после твоего выступления на школьной сцене. Постарайся как следует разглядеть свои лучшие достижения. Для этого ты можешь представить в своих руках пульт управления, с помощью которого можно задержать понравившуюся картину, перемотать вперед или назад. (1 мин.)
Слайд 13Теперь с помощью пульта управления вывести на экране лучший из твоих
успехов.
Насладись этим мгновением… обрати внимание, какие ощущения возникают в твоем теле, в какой позе ты сейчас сидишь. Запомни, как ты дышишь, как держишь спину и плечи. Ты можешь принимать эту позу и дышать вэтом же ритме всякий раз, когда захочешь добиться нового успеха.
А теперь вспомни какую-нибудь ситуацию, в которой ты хотел добиться лучших результатов, чем те, что у тебя получились. Обрати внимание на твои ощущения и чувства в этот раз… (10 сек.)
Хочешь вновь испытать чувство успеха? Прими вновь ту позу успеха и дыши гордо и уверенно. Чувствуй успех, вдыхай его… Это чувство ты сможешь вызывать у себя всякий раз, когда этого захочешь: просто прими эту позу и дыши как сейчас. Чтобы тебе легче было вспомнить свои ощущения, используй «закладку». Для этого соедини большой и указательный пальцы руки и хорошенько сожми их. При этом просто один раз сильно выдохни. Этот знак ты можешь подавать себе сам, когда в будущем захочешь вновь почувствовать себя успешным и начать дышать так, чтобы все тело звенело от этого чувства…
А теперь можешь выключить фильм. Посмотри как темнеет экран, а в зрительном зале все ярче загорается свет. Потянись и напряги свои мускулы и возвращайся обратно к нам. Сделай глубокий выдох и открой глаза свежим и бодрым.
Слайд 14Помните, что проблема школьной тревожности – очень важная проблема, заслуживающая вашего
пристального внимания! Чем раньше Вы займетесь ее преодолением, тем проще ребенку будет в дальнейшем справляться с возникающими трудностями и тем более радужные воспоминания останутся у него о чудесных школьных годах!!!