Слайд 1Предметно-развивающая среда
ГБОУ школа № 1159
г. Москва ДО №6
группа № 64 «Лучики»
Хабибулина М.К.
Слайд 2«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Этот
мир должен окружать ребёнка…»
В.Сухомлинский
Слайд 3Предметно-развивающая среда в ДОУ
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации
предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Слайд 4Что такое предметно - развивающая среда? (Терминология)
Среда развития ребёнка в структуре
ФГОС– это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических , духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ.
Слайд 5
Требования ФГОС
к предметно - развивающей среде:
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Слайд 6Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС
Следует всячески ограждать детей от
отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды.
Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС
Слайд 7Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе,
включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Слайд 8
Предметно – развивающая среда
пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Слайд 9*
Примерные центры по образовательным областям в свете требований ФГОС
Слайд 10 При формировании предметно-развивающей среды в наших группах,
мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Слайд 11*
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В
Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Слайд 12Театрализованная деятельность
Цель; познакомить со всеми видами театра, воспитывать в детях эстетику и культуру.
Слайд 13
Направление: Речевое развитие
Центр «Здравствуй книжка» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Слайд 14
Центр речевого развития или уголок речи и грамотности
Хорошая речь –
важнейшее условие для полноценного развития ребёнка.
Слайд 15
Направление: Познавательное развитие.
«Центр опытно-экспериментальной деятельности»
В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы. Наши маленькие «почемучки»проводят несложные опыты,определяют свойства различных природных материалов.
Слайд 16
Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. На дворе зима, а в
группе на подоконнике у нас весна. В холодный период года мы с детьми создаем мини – огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями.
Слайд 17
«Строительный» (конструктивный) центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного
пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.
Центр сенсорного развития
Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Слайд 19
Центр математического развития
«Занимательная математика»
цель; центра способствовать познавательной активности
, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Слайд 20
Направление: Социально-личностное развитие.
Игра - основной вид деятельности наших детей. Яркий,
насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
«Семья» Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства , семейном бюджете , о семейных взаимоотношениях.
Слайд 21
«Парикмахерская»
Цель; познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
«Школа»
Цель; уточнить знания детей о том , чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитывать желание учиться в школе.
«Больница»
Цель; познакомить детей с профессией врач учить детей уходу за больными , воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширить словарный запас.
«Уголок дежурства»
Цель; формировать у детей умение и навыки по ведению хозяйства , воспитывать ответственность и любовь к порядку.
Слайд 24 «На дорогах города»
Цель; закрепить знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать выдержку , терпение , внимание на дорогах.
«Автомастерская» Цель; расширить тематику строительных игр,, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, познакомить с новой ролью- слесарем по ремонту машин.
Слайд 25«Уголок уединения» цель; преодоление негативного эмоционального состояния
дошкольника.
ПДД» цель; формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста , через ознакомление с правилами дорожного движения.
Слайд 27
« Центр декоративно – прикладного искусства» Цель;
приобщение детей к народной культуре , через совместное творчество с взрослыми.
Слайд 28
«Патриотический уголок»
цель; формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семьи , детскому саду.
«Спортивный уголок»
цель; способствовать полноценному развитию и воспитанию двигательной активности детей.
Слайд 31Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей жизни
человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.