Слайд 1Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№6« Теремок» г. Таштагол
«Предметно-развивающая среда в ДОУ»
Автор: Функ Т.М.
Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области
(познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых тактильных ощущений).
В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.
От авторов
Слайд 3При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и
доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
От авторов
Слайд 4В раздевалке находится: стенд детских работ и выставка детского творчества (рисунки,
поделки и т.д.), родительский уголок - «Информация для родителей», а также папки-передвижки с консультациями для родителей. Консультации для родителей являются одной из форм работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию ребенка.
«Родительский уголок»
Слайд 6Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений
об окружающем.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.
Читательский уголок
Слайд 8Уголок ПДД
Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми
сигналами светофора.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
Слайд 10УГОЛОК
«РОССИЯ –РОДИНА МОЯ!»
Очень важным моментом в реализации воспитательных задач является
формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота. Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране создает у ребенка чувство социальной ответственности и бережного отношения к труду, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост.
Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармонического проявления чувства собственного достоинства.
Слайд 12ЦЕНТР
«Экспериментальной деятельности»
Одно из любимых видов деятельности у детей занимает экспериментирование.
Для этого у нас создан «Центр экспериментальной деятельности». Где находятся предметы из различных материалов (дерево, железо, пластмасса), а так же - песок, соль, камни, магниты, различные виды бумаги. Имеется оборудование для экспериментирования: увеличительное стекло, пипетки, фонарики и др.
Слайд 13ЦЕНТР
«Экспериментальной деятельности»
Слайд 15«Театральные подмостки»
Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование
и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).
Слайд 17ЦЕНТР
«Эмоций»
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для
её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду., поэтому в гуппе и создан центр «Эмоций».Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.
Слайд 19ЦЕНТР
«Уединения»
Благодаря центру «Уединения»у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение,
скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. Поэтому перед нами возникает задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создать для этого все условия.
Слайд 21Уголок природы
Цель создания уголка природы в группе – способствовать развитию ребёнка
в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работу в этом направлении мы начинаем с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Для достижения этой цели, мы создаём условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Слайд 23ЦЕНТР
«Сюжетно-ролевойигры»
Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков
в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.
Слайд 26Уголок дежурства
«Уголок дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и
их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр выполнен в виде поваренка-колобка. На поварском колпаке поваренка расположены цветные круги с аппликацией овощей и фруктов внутри. С учётом желания каждый ребенок в группе выбрал себе по-нравившейся круг с овощем или фруктом. В день дежурства на кружочке появляется маленький, серебристый, объёмный поварской колпачок (он крепиться с помощью тек-стильной застежки).
Слайд 28ЦЕНТР
«Сенсорного развития»
Центр «Сенсорного развития»используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных
занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Слайд 30ЦЕНТР
«Дидактических игр»
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения,
соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Слайд 32Уголок
«Православной культуры»
В уголке «Православной культуры» дети знакомятся с духовно-нравственными традициями
и укладом жизни русского народа.
Цель: Приобщать дошкольников к своей национальной культуре, развивать
национальное самосознание, уважение к своему народу.
Задачи: развивать интерес у детей к русскому фольклору, обрядам; формировать целостное восприятие народной культуры; приобщать к старинным календарным праздникам.
Слайд 34Уголок
«Находок»
Задачи: Учить детей находить в окружающем мире что-то необычное, интересное, уметь объяснить,
чем интересен и необычен тот или иной предмет. Учить детей усовершенствовать, видоизменить предмет, знать его назначение. Помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление, воображение, фантазию.
Слайд 36Заключение:
Английский писатель Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими —
это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.