Слайд 2 Предлагаем вашему вниманию
семинар –практикум посвященный
теме:
«Подготовка руки дошкольника к письму»
Слайд 3Актуальность
Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению в школе
в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция – неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно её держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе. Это явный признак недостаточной развитости мышц пальцев рук. Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Успешное овладение письмом возможно только при достаточном уровне развития у детей психофизиологических компонентов, являющихся необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью. Основой овладения письменно - речевой деятельностью является хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, чувства ритма, пространственного восприятия, зрительного внимания и других зрительных и моторных функций.
Слайд 4
Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц
кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Слайд 5Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка
к систематическому обучению. Это связано, как считают врачи, физиологи, психологи, с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны.
Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.
Слайд 6О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как
ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Слайд 7
Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук
и ручной умелости. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
Пальчиковая гимнастика.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими
камешками, природным материалом.
Занятия с пластилином.
Шнуровки. Застёжки.
Занятие с конструкторами. Закручивание гаек,
шурупов.
Слайд 8Игры с мозаикой. Пазлы.
Вырезание ножницами.
Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом,
цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
Графические упражнения. Штриховка.
Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Слайд 9Остановимся более подробно на некоторых приёмах:
Пальчиковая гимнастика.
Ученые пришли к заключению, что
формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Слайд 10Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное
тонизирующее и оздоравливающие действие:
сортировать,
угадывать с закрытыми глазами,
катать между большим и указательным пальцем.
Слайд 12К концу года дети должны:
знать и соблюдать гигиенические правила письма (это
посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
уверенно пользоваться ножницами;
изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.
Слайд 13«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли»
В. А. Сухомлинский.