Презентация, доклад на тему Познавательно -исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников в соответствие ФГОС

Содержание

Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но, в то же время, интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе

Слайд 1Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии

с требованиями ФГОС ДО




Выполнила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Наам Светлана Алексеевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

Познавательно-исследовательская   и  экспериментальная      деятельность дошкольников в соответствии с требованиями

Слайд 2Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но,

в то же время, интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и  опасностей, но, в то же время, интересный

Слайд 3 Именно в дошкольном возрасте пока, ребенок не усвоил все знания, необходимо

формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ими, т.е. (упорядочить свои представления о мире). Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Именно в дошкольном возрасте пока,  ребенок не усвоил все знания,  необходимо формировать  у

Слайд 4В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам

освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
В соответствии с ФГОС  дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных

Слайд 5Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется

причинно следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся  близких и далёких предметов и явлений,  интересуется причинно следственными связями

Слайд 6 Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира,

он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Цель: Создание условий для развития ребенка в
познавательно-исследовательской деятельности.

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет

Слайд 7Задачи: Младшей группы: . Учить детей обоб­щенным способам исследования разных объектов

окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с взрослыми практические познаватель­ные действия экспериментального характера, в процессе которых выделя­ются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержани­ем алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Задачи: Младшей группы:   . Учить детей обоб­щенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью

Слайд 8Средняя группа . Продолжать зна­комить детей с обобщенными способами исследования разных объектов

с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помо­гать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельнос­ти модели, предложенные взрослым. В средней группе уже начинается проектная деятельность в проектной деятельности мы должны развивать. Первичные навыки в проектно­-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. При­влекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Средняя группа . Продолжать зна­комить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем

Слайд 9Проект «Открытый космос».


Выкладывали
из палочек
Ракету..

Строили косметический корабль
устанавливали приборы управления

экипаж и конструкторы постоянно поддерживали связь так как полет осложнялся внезапным метеоритным дождем, отказом техники солнечным затмением. Ребята преодолевали все препятствия и успешно
возвращались на землю.
Проект «Открытый космос». Выкладывали из палочек Ракету..Строили косметический корабль устанавливали приборы управления экипаж и конструкторы постоянно поддерживали

Слайд 10Проект «экологический календарь».
Ёлочная игрушка из соленого теста.

Проект «экологический календарь». Ёлочная игрушка из соленого теста.

Слайд 11Проект «Дикие и домашние животные»
Через дидактические игры «Сложи картинку», «Сравни разных

животных», «Раздели животных»
Проект «Дикие и домашние животные»  Через дидактические игры «Сложи картинку», «Сравни разных животных», «Раздели животных»

Слайд 12В мире цветов так тепло и прохладно, Целый букет ароматов и звуков… Каждый

цветок – он по-своему нарядный… В форме изысканных праздничных клумб.
В мире цветов так тепло и прохладно, Целый букет ароматов и звуков… Каждый цветок – он по-своему

Слайд 13Элементарные опыты эксперименты.
заключается:
во - первых, в характере решаемых

задач: они неизвестны только детям;
во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в - третьих, они практически безопасны;
в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
 
Элементарные опыты эксперименты. заключается:   во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

Слайд 14 Для решения поставленных задач в соответствии ФГОС. План работы по опытно-экспериментальной деятельности.

Для решения поставленных задач в соответствии ФГОС. План работы по опытно-экспериментальной деятельности.

Слайд 16Совместная деятельность. (наблюдения, труд, художественное творчество)
Чем сильнее будут развиты изобразительные

способности ребенка, тем точнее будут зарегистрирован результат природоведческого
Эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
На прогулке с детьми мы наблюдали как осыпаться листья какой красивый наряд у деревьев осенью. Мы с детьми сделали коллективную работу по аппликации.
Совместная деятельность. (наблюдения, труд, художественное творчество) Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будут зарегистрирован

Слайд 17Коллективная работа аппликация «Красавица осень».

Коллективная работа аппликация  «Красавица осень».

Слайд 18 Домашние задание родителей совместно с ребёнком: «Гербарий из листьев деревьев».

Домашние задание родителей совместно с ребёнком: «Гербарий из листьев деревьев».

Слайд 19Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
«Нарисуй какой-нибудь предмет»
Сложи из

прищепок солнышко, яблоко - пересыпание сыпучих продуктов.

«Эксперимент «Буруны»

Эксперимент «Волшебная рукавичка»
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).   «Нарисуй какой-нибудь предмет»Сложи из прищепок солнышко, яблоко - пересыпание

Слайд 20 Эксперимент «Плавает или тонет» Задача: Дать детям представление, о том, что

плавучесть зависит не от размера, а от его формы тяжести. Выводы: вода держит на поверхности легкие предметы, тяжелые удержать не может и они тонут.
Эксперимент «Плавает или тонет»  Задача: Дать детям представление, о том, что

Слайд 21 Эксперимент «Почвы – Каркуша»

Эксперимент «Почвы – Каркуша»

Слайд 22Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Прочитав задумались – как помочь героям перебраться

через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Прочитав задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с

Слайд 23 Гипотеза– обладает ли дерево различными свойствами?
Поиск и предложение возможных вариантов

решения: Составили схему по картинкам. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
Гипотеза– обладает ли дерево различными свойствами?  Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили схему по

Слайд 24Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели

иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.
Обобщение полученных данных.
Вывод:
Дерево лёгкое, плавает в воде.
Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.
Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где

Слайд 25Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра,

прогулка, сон, умывание.

Во время умывания - мыло сухое оно будет мылиться или нет.
Водичка льётся - холодная или горячая.
На прогулке: снег мокрый – сухой,
снежок слепится –рассыплется.

НОД «Есть ли Воздух?»
Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно мы наполнили пакет воздухом и увидели его.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.  Во время

Слайд 26Эксперимент - игра.
Игра с водой. «Окрашивание воды. Цель: содействовать в выяснении

свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяться в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Эксперимент - игра. Игра с водой. «Окрашивание воды. Цель: содействовать в выяснении свойства воды: 	вода может быть

Слайд 27Свет повсюду. Задача: показать значение цвета, объяснить, что источники цвета могут

быть природные (солнце, луна, костер), искусственные-изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Свет повсюду.  Задача: показать значение цвета, объяснить, что источники цвета могут быть природные (солнце, луна, костер),

Слайд 28«Солнечные зайчики»

«Солнечные зайчики»

Слайд 29Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду

является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Уделяется большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и
поисковой активности самих детей.
В группе оборудован
уголок экспериментирования,
чтобы дети в любое время в свободной
деятельности могли
удовлетворить свои
исследовательские интересы.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда

Слайд 30
Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся

со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.
Делают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.
Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов

Слайд 31 Опыты с бумагой.
- бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде

намокает и т. д.
- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.
ткань мнется и разглаживается,
намокает и высыхает и т. д.
вода прозрачная, не имеет формы,
умеет переливаться, и т. д.
воздух прозрачный,
умеет двигаться сам и двигает
предметы и т. д.
Опыты с бумагой. - бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

Слайд 32Опыт: «Вкус моркови».
Попробовав морковь, узнаем, что она сладкая, а не

горькая.
Опыт: «Вкус моркови». Попробовав морковь, узнаем,  что она сладкая, а не горькая.

Слайд 33 У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать

самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

Опыт: «Превращение воды в лёд»

 
Опыт: «Превращение снега в воду»

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны

Слайд 34 Опыт: «Делаем пену»

Опыт: «Делаем пену»

Слайд 35Опыт наблюдение.
На прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет.

Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Вывод: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться.
В процессе экспериментирования дети задают вопросы, выделают последовательность действий, отражают их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Умеют договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми.
Опыт наблюдение.На прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся,

Слайд 36 Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Наши правила просты

и запоминающие.

С песком:
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.

Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, Брат-совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Наши правила просты и запоминающие. С песком:Если сыплешь

Слайд 37
Работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя

успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я разработала папку передвижку «Экспериментальная деятельность дома». Памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать, для поддержания интереса детей к экспериментированию». Я привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Работа с родителямиИзвестно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с

Слайд 38



Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная

исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова китайской пословицы: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть