Слайд 1
Портфолио- современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений обучающихся
Ветчинникова Ольга
Петровна
МОУ СОШ №2 г. Чебаркуль
Слайд 2«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если
у ученика нет желания учиться»
Василий Андреевич Сухомлинский
Слайд 3Исследование
По данным некоторых исследований результаты деятельности человека на 40% зависят от
интеллекта, и на 60% - от мотивов
Слайд 4Общая структура мотивации к учению
Познавательная мотивация ;
Мотивация достижения успеха;
Престижная мотивация;
Мотивация избегания неудачи;
Компенсаторная мотивация.
Слайд 5Что такое портфолио?
Портфолио –
(от франц.
porter –
излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений
(Словарь иностранных слов)
Слайд 6
Что означает термин «Портфолио»
«Портфолио»
В переводе с французского оно обозначает «собирание листов»
С
итальянского «портфель», «папка с документами»
С английского – «портфель для документов»
Слайд 7История идеи портфолио в обучении
Итальянским словом «портфолио» называли альбом с
фотографиями в прошлом веке.
В эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.
В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.
Английской слово portfolio – портфель, папка с рисунками.
Применение портфолио в школе происходит из США (конец 80-х – начале 90-х годов 20 века). Во многих школах США в качестве эксперимента проводится завершающий экзамен в форме портфолио (оценивается работа по трем уровням “Honors Standard”, “Beacon Standard”, “Competency Standard”.
Слайд 8Идея портфолио
или папка индивидуальных учебных достижений
Основной образовательный
тренд последнего десятилетия
Школа 21-го века –
это «школа портфолио»
Один из существенных элементов
модернизации образования, происходящей
по всему миру,
где самым главным является так называемый
«портфолио-процесс» -
совокупность процессов обучения и учения
Слайд 9Особенности портфолио на разных ступенях обучения
В начальной школе
В основной школе
В старшей
школе
Организатор учебной
деятельности
Перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений, отвечающей задачам предпрофильной подготовки.
Увеличивается уровень осознания своих целей и возможностей – дальнейший выбор направления и формы обучения.
Составляющая часть для образовательного
рейтинга выпускника основной школы
(портфолио + результаты итоговой аттестации).
Слайд 10ПОРТФЕЛЬ
С позиции «ТРИ П»
Портфолио
Портфолио
ПРОЦЕСС
ПРОГРЕСС
Слайд 11Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Портфолио является
системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой)оценки и формирующего оценивания.
*
Слайд 12
Обязательно портфолио
в начальной школе?
Портфолио
ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Слайд 13Что такое портфолио?
Портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Слайд 14Цель портфолио
собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия,
достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Слайд 15Основные типы портфолио
Портфолио
отзывов
(оценка школьником своих достижений,
резюме, планирование будущего,
отзывы,
представленные учителями,
родителями, одноклассниками,
Портфолио
документов
(портфель сертифицированных
индивидуальных
образовательных
достижений)
Портфолио
работ
(собрание творческих, проектных,
исследовательских
работ ученика, описание
основных форм и направлений его
учебной и творческой активности)
Слайд 16Портфель индивидуальных образовательных достижений («ПОРТФОЛИО»)
Инструмент по выявлению индивидуальных возможностей и
склонностей учащихся
Типы Портфолио:
Электронный портфолио
Демонстрационный портфель (витрина ученика)
Оценочный портфель (портфель учителя и ученика)
Общий портфель (сборный)
Слайд 17Типы Портфолио:
Демонстрационный портфель
(витрина ученика)
представляет собой контейнер (папку, коробку), где
хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям.
Слайд 18Оценочный портфель
(портфель учителя и ученика)
набор документации, которая оценивает прогресс
ученика и является частью общей оценки.
Здесь хранятся:
- копии материалов из «демонстрационного портфеля»;
- записи наблюдений за учеником, высказываний ребенка;
- записи бесед;
- описание интересов ученика;
- материалы тестов, контрольных работ.
Слайд 19Электронный портфель (электронный портфолио, в английской терминологии - e-portfolio) - является
электронной версией документированных отчетов (портфолио) обучающихся о достижениях в усвоении той или иной учебной дисциплины.
Создание портфолио в электронном виде позволяет:
представить работы учащихся в более полном и наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео;
хранить, редактировать и демонстрировать работы учащихся;
обеспечить оперативный доступ, в том числе и дистанционный, к материалам электронного портфеля.
Слайд 20Девиз работы с портфолио
Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован!
Показать
все, на что ты способен.
Главное не победа, главное - участие!
Слайд 21Цели и задачи.
Безусловная ценность портфолио заключается
в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Слайд 22Цели и задачи.
Долговременные исследования психологов заставили
многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Слайд 23Портфолио позволяет:
познавательная мотивация
▫ Использование самостоятельного выбора ребёнком материала
▫ Учитывать возрастные особенности
учащегося, зоны ближайщего развития
▫ Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
▫ Позитивная окрашенность выполнения портфолио
▫ Нестандартные формы представления результатов деятельности, оценки
▫ Использование новых информационных технологий
▫Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию
Слайд 24Портфолио позволяет:
мотивация достижения успеха
▫ Максимальное раскрытие способностей каждого ученика
▫ Вера в
возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)
▫ Формироваиие жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию
Слайд 25Портфолио позволяет:
компенсаторная мотивация
▫ Выделение достижений в самореализации ребёнка в различных областях
школьной и внешкольной жизни
▫ Формирование умений творческой деятельности
▫ Развитие мотивации дальнейшего творческого роста, личностного развития
Слайд 26Образовательное значение портфолио для ученика
Планирование и самооценивание учащимися своих образовательных
результатов и различных достижений, что способствует поддерживанию и стимулированию учебной мотивации, расширению возможности обучения и самооценивания, а также развитию навыков рефлексивной деятельности и формированию умения учиться;
Демонстрация образовательных достижений учащегося;
Проявление коммуникативных способностей;
Способствует индивидуализации и персонализации образования учащегося;
Закладка дополнительных предпосылок и возможности для успешной социализации выпускника школы.
Слайд 27
«Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим»
Дуглас Мэллох
Слайд 28
Желаю творческих успехов Вам, вашим ученикам !