Презентация, доклад на тему Первоклассная мнемоника

Содержание

Актуальность использования мнемоники заключается в следующем: ученик с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, затем делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. При использовании мнемотехники активизируется словарный запас и расширяются представления об окружающем мире, развивается

Слайд 1«Первоклассная мнемоника»
Автор:

ученик 2 «А» класса
МБОУ г. Иркутск СОШ № 73
Беспалов Артем
Руководитель:
Шишкина Наталья Ивановна
 
«Первоклассная мнемоника»  Автор:

Слайд 2Актуальность использования мнемоники заключается в следующем: ученик с опорой на образы

памяти устанавливает причинно-следственные связи, затем делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. При использовании мнемотехники активизируется словарный запас и расширяются представления об окружающем мире, развивается грамматический строй речи, а использование обобщений позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Гипотеза: если использовать различные приемы мнемотехники, то запоминание информации во время процесса обучения в первом классе происходит эффективнее.
Предмет исследования: эффективность мнемонических приёмов при изучении различных школьных дисциплин.
Объект исследования: приемы мнемотехники.
Цель исследования: изучить различные приемы мнемотехники для эффективного запоминания информации.
Задачи:
- способствовать развитию образного и логического мышления, сообразительности, наблюдательности, умению сравнивать и выделять существенные признаки;
- совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
- научить использовать мнемоприемы для более успешного запоминания
информации;
- научить составлять рассказы в устной и письменной форме;
- научить формулировать собственное мнение и позицию;
- пробудить интерес детей к работе, используя приемы мнемоники;
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы;
- создание копилки эффективных приёмов мнемотехники;
- сбор и обработка результатов эффективности использования наработанных материалов по теме исследования;
- диагностика.

Актуальность использования мнемоники заключается в следующем: ученик с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, затем делает

Слайд 3 Мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».



Известный всем нам Прометей подарил людям не только огонь, но и память. А вот хранительницей этого дара была богиня Мнемозина. Она хранила память обо всем, что было, и знала то, что будет. Кроме того, она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий. Именно Мнемозину древние греки и почитали как богиню памяти и именно в её честь дано название этой науке.

Мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Известный всем нам Прометей подарил людям

Слайд 4 Термин «мнемоника» первым использовал Пифагор.
Известно,

что уже в древней Греции многие люди успешно применяли эту науку. С её помощью они приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях. Запомнить речь, с которой приходится выступать, привести в качестве аргумента в споре факт, о котором прочитал лишь однажды (ведь рукописи в то время переписывались вручную и их было немного) - основное назначение мнемоники в те времена.
В современном мире эту науку стали называть мнемотехникой.

Термин «мнемоника» первым использовал Пифагор.   Известно, что уже в древней Греции многие

Слайд 5 На Руси тоже использовалась мнемоника. Ее яркий пример

– славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо.
На Руси тоже использовалась мнемоника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв

Слайд 6 Мнемоника или мнемотехника:

это возможность накапливать

в памяти большое количество точной информации;
это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется;
это сохранение сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново;
это мощная тренировка внимания и мышления;
это возможность пользоваться информацией - человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове;
это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать.
Мнемоника или мнемотехника:    это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации;это экономия

Слайд 7В основе любого приёма эффективного запоминания лежит:
- желание запомнить информацию;
- осознание

того, для чего это пригодится;
- яркое впечатление;
- хорошее внимание;
- установление связей с уже имеющимися знаниями или опытом.

В основе любого приёма эффективного запоминания лежит:- желание запомнить информацию;- осознание того, для чего это пригодится;- яркое

Слайд 8Основные приемы мнемоники:

метод Цицерона;
цифро-буквенный алфавит (метод запоминания цифр);
пиктограммы;
мнемотаблицы;
ассоциативный метод;
мнемограммы (мнемофразы) и

рифмовки;
звуковые ассоциации;
ассоциативные рисунки (графический способ);
использование вспомогательных приемов.

Основные приемы мнемоники:метод Цицерона;цифро-буквенный алфавит (метод запоминания цифр);пиктограммы;мнемотаблицы;ассоциативный метод;мнемограммы (мнемофразы) и рифмовки; звуковые ассоциации;ассоциативные рисунки (графический способ);использование

Слайд 9« Метод Цицерона»

«Метод мест»

«Система Римской комнаты».

Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской Республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) Он отличался тем, что без запинки произносил многочасовые речи, ни разу при этом не путаясь и не сбиваясь. Великий оратор для этого использовал систему запоминания, свою систему опорных точек. Суть этой системы состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своей речи, а затем уже во время выступления «собирал» по очереди свои тезисы.
« Метод Цицерона»             «Метод мест»

Слайд 10 Много мнемонических приемов существует и для запоминания цифр.

Немецкий ученый Лейбниц применял замену цифр буквами. В результате вместо чисел он запоминал короткую наводящую фразу. Все десять цифр обозначаются согласными буквами. По-русски это будет выглядеть так:
1 – Л (так как Л по начертанию напоминает единицу).
2 – Ж, Н (мнемоническое предложение для запоминания: «две Же, Ны»).
3 – Ш, Щ (буквы в написании имеют три столбика).
4 – Ч, Р (согласные в начале и в конце слова «четверг»).
5 – П, Б (пять начинается с буквы П, а Б и П по звуку однородны).
6 – В, Ф (письменное «в» похоже на 6, а «в» и «ф» созвучны).
7 – С, М (в слове «семь» содержатся только эти согласные).
8 – Г, К, X (письменное «г» похоже на 8, а «к» и «х» с ним созвучны).
9 – Д ,Т( письменное «д» похоже на 9, а «д» и «т» созвучны).
О – Ц,З (оставшиеся согласные).

Много мнемонических приемов существует и для запоминания цифр.   Немецкий ученый Лейбниц применял

Слайд 11Пиктограмма
Это символическое изображение, заменяющее

предметы, явления, действия, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. С пиктограммами мы встречаемся каждый день: на улице, на вокзале, в автобусе, в магазине и в других общественных местах. Ярким и всем знакомым примером пиктограмм являются дорожные знаки. Правила дорожного движения символизируются графическими символами (знаками), которые быстро опознаются на дороге даже на большой скорости и в условиях плохой освещенности.

Пиктограмма       Это символическое изображение, заменяющее предметы, явления, действия, это рисунок, с

Слайд 12Мнемотаблица
«Говорить не могут ноги,
Им положено молчать.
Ноги могут по дороге
За

грибами в лес шагать.
Бегать в валенках по снегу,
Мчать по пляжу босиком.
Могут прыгать,
могут бегать
А устав, идти пешком.
Говорю я это маме,
А она твердит опять:
«Перестань болтать ногами,
Сколько можно повторять?».

стихотворения А.Барто «Болтливые ноги».

Мнемотаблица «Говорить не могут ноги, Им положено молчать.Ноги могут по дороге За грибами в лес шагать.Бегать в

Слайд 13Мнемотаблица притчи «Спор ветра с солнцем»
« Однажды сердитый

северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.
Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.
Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием»».
Мнемотаблица  притчи «Спор ветра с солнцем»    « Однажды сердитый северный Ветер и Солнце

Слайд 14Мнемотаблица
загадки «Звёзды»

Мнемотаблица загадки «Звёзды»

Слайд 15Мнемограмма
Для запоминания порядка планет в Солнечной системе используется

мнемограмма или мнемофраза (т.е. придуманная фраза, которая позволяет быстрее запомнить сложную информацию). Зарифмованная мнемофраза весьма эффективна.
Запомнить расположение планет по порядку от Солнца очень легко с помощью следующей мнемофразы– «рифмовки» (составляем смешные предложения из первых букв названия планет). Планета Марс прячется в слове «мама». (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

порядка планет в Солнечной системе.

Мнемограмма    Для запоминания порядка планет в Солнечной системе используется мнемограмма или мнемофраза (т.е. придуманная

Слайд 16Мнемограмма
порядка планет в Солнечной системе.
(2 вариант)

Мнемограммапорядка планет в Солнечной системе.(2 вариант)

Слайд 17Всем известная мнемограмма запоминания последовательности цветов в спектре:

Всем известная мнемограмма запоминания последовательности цветов в спектре:

Слайд 18 «Метод использования подручных средств»
Например, для запоминания того, «растущей»

ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р — растущая, иначе С — стареющая.
«Метод использования подручных средств»    Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны,

Слайд 19«Метод звуковых ассоциаций»
ФАНТа и АЗИЯ – это ФАНТАЗИЯ.
А НА ТОМ

берегу…. АНАТОМ живет.
уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИКе
ВЕРа и МИШа возле ЕЛИ не желали ВЕРМИШЕЛИ.
БАЛ КОНчился на БАЛКОНе.
ЖАК в ЖАКете очень мил!
ЖИРА много у ЖИРАфа.
КАРТы на КАРТине все в паутине.
КОТ КОТлету утащил.
МАШа в МАШИНе пробила ШИНы.
ВИТя и РИНа стоят у ВИТРИНы.
сКОРо ЗИНа пойдет за КОРЗИНой.
ДИК ОБРАЗ ДИКОБРАЗа!
СПОРТ и СМЕНКА – вот и СПОРТСМЕНКА.

Для того, чтобы запомнить правописание трудного слова необходимо:
1. Подобрать к запоминаемому слову созвучное так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого.
2. Из слова-созвучия и запоминаемого составить сюжет. Сюжет должен быть ярким, смешным, необычным нелепым.

«Метод звуковых ассоциаций» ФАНТа  и АЗИЯ – это ФАНТАЗИЯ.А НА ТОМ берегу…. АНАТОМ живет.уПАЛИ  вСАДНИКи

Слайд 20«Ассоциативный рисунок» (графический метод)
Сложные слова можно …

рисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций.
«Ассоциативный рисунок» (графический метод)     Сложные слова можно … рисовать. Вместо непроверяемых гласных и

Слайд 21Использование «метода рифмовки»:
Зная, что [й'], [ч'], [щ'] –

всегда мягкие, используем для запоминания следующую рифму:
[Й']огурт, [ч']ай, [щ']ербет…
Слаще в мире нет.

Всегда твердые звуки [ж], [ш], [ц] поможет запомнить стихотворение:
Над [ц]ветами [ж]ук [ш]уршит,
Знать он твердые велит.
 
Все глухие согласные русского языка спрятались в мнемофразе:
«Степка, хочешь поесть щец? – Фу!»,
все звонкие согласные:
«Умная голова, разбирай божьи дела».

Все непарные звонкие согласные есть в слове
«НоРМаЛьНыЙ» или «МиНеРаЛьНыЙ»
Использование «метода рифмовки»:    Зная, что [й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие, используем для запоминания

Слайд 22  Таким образом:
применение приемов мнемотехники позволяет запоминать учебную информацию

эффективнее и быстрее в несколько раз;
использования воображения и ассоциаций при запоминании учебной информации делает этот процесс не только эффективным, но и увлекательным, от запоминания можно даже получить удовольствие;
использование мнемотехнике в своей работе показало, что эта методика действительно способствует и помогает детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
  С задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно.
Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость.
А если помочь понять и освоить мнемонические приемы детям — кто знает, может, среди нас вырастет новый Цицерон?
Мнеморазработки помогут расширить и систематизировать знания по отдельным темам, помогут выявить и устранить пробелы в знаниях, при этом создадут позитивный настрой, положительные эмоции, превратят учёбу в увлекательный процесс.
А хорошее настроение в процессе работы – залог успеха в обучении!

    Таким образом:применение приемов мнемотехники позволяет запоминать учебную информацию эффективнее и быстрее в несколько раз;использования

Слайд 23Список использованных материалов:

1. Интернет-ресурс:http://logoportal.ru/metod-mnemotehniki/.html
2. Интернет-ресурс: mislivsluh.com/lyubopytno/mnemonika-obshhee.html
3. Зяблицева М. «Мнемотехника:

секреты суперпамяти», Москва, Эксмо, 2009
4. Зиганов М.А., Козаренко В.А. «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», Москва, Школа рационального чтения, 2000
5. Интернет ресурс: www.boltun-spb.ru
6. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / В. В. Агафонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2005. - 64 с.
7. Бондаренко, С. М., Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье / С. М. Бондаренко, В. С. Ротенберг. - М.: Просвещение, 1989.
8. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Мнемотехника: Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко // http://log-in.ru/books/1247/.
9. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко // http://www.e- reading.org.ua/book.php?book=131402.
10. Интернет-ресурс:http://logoportal.ru/metod-mnemotehniki/.htm
11. Мурашов, А. А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения / А. А. Мурашов // Русский язык в школе. - 2000. - № 3.- С. 3-12.
12. Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / Т. Б. Никитина. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.




Список использованных материалов:1. Интернет-ресурс:http://logoportal.ru/metod-mnemotehniki/.html 2. Интернет-ресурс: mislivsluh.com/lyubopytno/mnemonika-obshhee.html 3. Зяблицева М. «Мнемотехника: секреты суперпамяти», Москва, Эксмо,  20094.

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть