Слайд 1Проект «Пальчики играют – речь нам развивают»
II младшая группа
«Улыбка»
Составила:
Воспитатель МБДОУ №16ст.Луковской
Никитина Елена Николаевна
Слайд 2Актуальность
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Рука ребенка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Очень часто мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, без развития мелкой моторики рук детей нельзя достичь развития связной речи детей, грамматического строя их речи, артикуляционной четкости. Исходя из такой взаимосвязи, мы строим нашу работу на интеграции различных видов деятельности, а именно: игровая, познавательная, творческая деятельность, взаимодействие детей с взрослым. ФГОС ДО и примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» предполагают принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Я в своей работе в рамках образовательной деятельности по развитию речи реализуем данный принцип через интеграцию следующих образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Слайд 3Цель и задачи
Цель: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики
руки и развитие речи у детей младшего дошкольного возраста возраста
Задачи:
- Изучить литературу и опыта работ по данной теме.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Формировать сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развивать тактильную чувствительность рук.
- Развитие речи через речевые игры, звукоподражание, речевая активность.
- Совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе.
- Формировать умение доводить начатое дело до конца.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Слайд 4Характеристика проекта
Вид проекта: познавательно-игровой (по целевой установке), групповой (по составу участников),
долгосрочный (по срокам реализации)
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети II мл. группы, педагоги, родители
Сроки и этапы проекта: декабрь 2017 - февраль 2018
База реализации проекта: МБДОУ № 16 ст.Луковской
Слайд 5Ожидаемый результат
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой
моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
- У детей расширен активный словарь, совершенствована грамматическая
структура речи.
Развита мелкая ручная моторика.
Формированы сенсорные эталоны формы, величины и цвета, развита
тактильная чувствительность рук у детей.
- У детей сформировано умение доводить начатое дело до конца.
- Совершенствован эстетический вкус, воспитан аккуратность в работе.
Слайд 6Развитие моторики
Игровая «Жилая комната»
Центр «Песок-вода»
Уголок изо деятельности
Зона двигательной активности
Пальчиковая гимнастика во
всех режимных моментах
Центр развивающих игр
Дидактический стол
Слайд 7В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова
и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Слайд 8Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение
ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
Слайд 9Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. стимулирует развитие мелкой моторики;
2. знакомит
ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ;
4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями
Слайд 10Игры с крупой и семенами.
Крупа – универсальный материал. С ней можно
просто повозиться или создать настоящий шедевр.
• Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
• Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
• развивают мелкую моторику;
• развивают внимание;
• развивают память
Слайд 13Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель
упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.
Слайд 15Упражнения с пуговицами, бусинками. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно
все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Слайд 17Пальчиковая игра «Повстречались»
Слайд 20Упражнения
с массажными
мячиками
Слайд 24Игра с крышками «Пальчики обулись»
Слайд 27Мозайка развивает мелкую моторику
Слайд 29Итоговое занятие по проекту «Кошка Мурка в гостях у ребят»