Слайд 1«Больше пользы приносит речь, которая малыми долями прокрадывается в душу»
Сенека
Особенности речевого развития детей
Слайд 2ФГОС
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
социально‑коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно‑эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 3Социально‑коммуникативное развитие
направлено на …развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и
сверстниками;
Слайд 4Художественно-эстетическое развитие
«предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного),
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).»
Слайд 5Речевое развитие
«Включает:
владение речью как средством общения;
обогащение активного словаря;
развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.»
Слайд 6Развитие речи дошкольника
Цель: развитие устной речи и навыков речевого общения с
окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, становление начальной коммуникативной компетентности ребенка, т.е.
способность «налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий)
умение вступать в диалог, поддерживать общение со сверстниками и инициировать взаимодействие,
способность определять цели, выбирать стратегии и средства коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой.
Слайд 7Задачи
Развитие словаря
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Развитие связной речи
Подготовка к
обучению грамоте
Воспитание интереса и любви к художественной литературе
Слайд 8Развитие свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми
три основных направления работы
педагога:
развитие информационно-коммуникативных умений: обмениваться информацией: рассказать о том, что и как надо делать, поделиться своим замыслом, предложить план будущей игры, выслушать и понять предложения других участников взаимодействия;
развитие регуляционно-коммуникативных умений: в процессе коллективного обсуждения договариваться о едином содержании и плане действий (о развитии сюжета игры, распределении ролей, использовании атрибутов);
развитие аффективно-коммуникативных умений: понимать партнера по общению — его настроение, эмоции, степень понимания и принятия информации
Слайд 9Развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской
деятельности
Влияние компонентов устной речи на развитие коммуникативных умений
Обогащение, уточнение и активизация словаря способствуют развитию умения ребёнка более точно, образно передать свою мысль в процессе общения: использовать социально закреплённые значения слов для передачи собеседнику сообщения, подбирать точные слова для выражения просьбы, сочувствия ит.п.
Владение грамматически правильной речью позволит ребёнку быть понятым, обеспечит возможность передать сложные сообщения, отражающие связи и зависимости в природе и социуме
Овладение звуковой культурой речи способствует комфортному общению ребёнка в среде сверстников, возможности общаться эмоционально, использую общеречевые навыки
Высокий уровень развития связной речи позволит ребёнку стать интересным собеседником, рассказчиком, выдумщиком, что высоко ценится в детском игровом сообществе
Слайд 10Развитие всех сторон речи и практическое овладение нормами речи выступают средствами
для достижения главной цели — развития умения общаться
Принципиально новым является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования),
не переводя ее в учебную по форме и методам взаимодействия
по сравнению с традиционным разделом образовательной программы по развитию речи новое содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает значительное более широкий круг задач, которые необходимо решить воспитателю: прежде всего, это стимулирование у детей желания общаться со взрослыми и сверстниками, активности в общении, становление коммуникативных умений.
Слайд 11Открытое совместное действие педагога и ребенка
Педагог в таком взаимодействии — партнер:
не
подавляет ребенка, а создает условия (среду, позволяющую ребенку выразить, проявить себя,
речевые действия:
«мы-подход», объединяющий взрослого и ребенка (мы с вами, мы с тобой, у нас);
открытые вопросы;
словесные поглаживания (обращение по имени, похвала, поддержка), «подогревающие» словесные конструкции (хорошо..., молодец..., продолжай..., например..., то есть... и что потом...?);
принимающая реакция на детскую реплику, голос спокойный, подвижный (меняющийся), нерезкий, выразительный;
использование пауз (остановок).
Важно подчеркнуть, что при организации открытого совместного действия правила и способы коммуникативного поведения не навязываются детям, а вырабатываются совместно.
Слайд 12Практическая часть образовательной области «Речевое развитие»
Компоненты ЗКР(звуковая культура речи)
звукопроизношение
слуховое внимание
речевой
слух
речевое дыхание
темп речи и качества голоса: сила, высота
выразительность речи
дикция
культура речевого общения
Слайд 13
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение
словарного состава родного языка
Задачи:
Обогащение словаря новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов и новых значений слов;
Закрепление и уточнение словаря, углубление понимания уже известных слов.
Активизация словаря
Новое слово должно войти в активный словарь
Устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные)
Слайд 14Речь педагога
Недостатки
Многословие
слова-сорняки (ну, вот, так)
слащавость речи
СЛОВА-ЗАМЕСТИТЕЛИ
диалектизм
бедность словарного запаса
неправильность произношения
использование слов, недоступных
для понимания детьми
завышенный темп, тон речи
невыразительность речи
Требования
Понятность и доступность речи
соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, акцентологических)
четкая дикция
богатый лексический запас
умение регулировать силу голоса, темп речи
доброжелательность, искренность интонации
Слайд 15ФОРМЫ:
Наблюдение, экскурсия
Рассматривание предметов, игрушек
Рассматривание картин
Экспериментальная деятельность (Ознакомление со свойствами и качествами
предметов)
Дидактические игры, упражнения (Формирование видовых и родовых понятий)
Загадки
Слайд 16Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание (диалогическая,
монологическая)
Д и а л о г
Умения Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение; говорить выразительно, пользоваться интонацией диалога.
Умения речевого этикета.
Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
Умения общаться для планирования совместных действий
Неречевые умения – уместное использование мимики, жестов.
М о н о л о г
Умение понимать и осмысливать тему, определять ее границу.
Отбирать необходимый материал.
Располагать его в нужной последовательности.
Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания.
Строить речь преднамеренно и произвольно.
Слайд 17Д и а л о г М о н
о л о г
МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ
разговоры с детьми
беседа
различные виды игр (театрализованные, дидактические, подвижные)
специально организованные ситуации
словесное поручение
совместное рассказывание
образец рассказа
план рассказа
коллективное составление рассказа
составление рассказа по частям
моделирование
оценка детских рассказов
мотивационная установка
Слайд 18Рассказывание
по восприятию
описание игрушек, предметов и явлений
описание картин
по памяти
-из опыта (личного
и коллективного)
пересказ литературных произведений
по воображению
творческие рассказы детей:
по началу...
по плану...
по теме