Слайд 1Одаренные дети
Натокина Нина Михайловна
ГККП «Детский сад «Күншуақ»
Слайд 2Что такое одаренность?
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное
сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.
Слайд 3Что позволяет педагогам определить одаренного ребенка?
Признаки одаренности проявляются в
реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Слайд 4Перечислите, пожалуйста, какую классификацию одаренности вы используете в своей практике?
По степени
сформированности: актуальную, потенциальную; способность, одарённость, талант, гениальность.
По виду деятельности и обеспечивающей её сфере психики: социальную (лидерство, инициативность, предприимчивость), умственную (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), академическую (ярко выраженные способности учиться), трудовую (в области практических умений и навыков), творческую (нестандартное мышление и видение мира) в создании духовных ценностей и, наконец, физическую.
По широте проявления в различных видах деятельности: общую (активность, критичность, быстрота, внимание), специальную (музыкальную, художественную, математическую, литературную, конструктивно-техническую и т.п.).
По форме: явную, скрытую.
По особенностям возраста: раннюю и позднюю одарённость.
Слайд 5Назовите основные стратегии обучения одаренных воспитанников?
а) Ускорение обучения.Вопросы темпа обучения являются
предметом давних, до сих пор не утихающих споров, как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат.
Слайд 6б) Обогащение обучения.Стратегия обогащения в обучении выдающихся по своим способностям детей
появилась как прогрессивная альтернатива ускорению, которое начали практиковать несколько раньше. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.
Слайд 7Опишите, каким должен быть педагог, работающий со способными и одаренными детьми?
Умение
распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
Умение координировать свои действия с действиями родителей.
Умение консультировать родителей и учащихся.
Профессиональная зрелость.
Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
Эмоциональная стабильность.
Способность к самоанализу.
Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора