Слайд 1
«Организация исследовательской проектной деятельности
учащихся в начальной школе как средства интеллектуально-творческого развития
личности»
(Из опыта работы
учителя начальных классов
МКОУ «Гимназия №13» г.Черкесска КЧР
Прудниковой Натальи Ивановны)
Слайд 2Прудникова
Наталья Ивановна
стаж работы: 26 лет
должность: учитель начальных классов
категория: высшая
место работы: МКОУ
«Гимназия №13» г. Черкесск КЧР
Слайд 4
АКТУАЛЬНОСТЬ
Российское образование развивается
«Мы должны научиться корректировать само содержание и методы обучения…
необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах. Ее задачей должна стать координация подготовки образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на требования инновационной экономики»
Слайд 5
Государственные стандарты общего образования нового поколения ставят новые цели и задачи
образования:
формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Ведущую роль должны играть деятельные технологии обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектная деятельность.
Слайд 6Портрет выпускника
дошкольник - начальная школа
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру,
доброжелательный и
отзывчивый
положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах
коммуника-
тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова-
тельский
интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного
достоинства
уважительное отношение к окружающим,
к иной точке зрения
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Слайд 7Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум;
предоставь
ему руководить собой.
Пифагор
Слайд 8Школа должна научить ученика развить следующие важные в современном обществе навыки:
-
умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
- умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные);
- умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
- умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
-умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области; и многое другое.
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ
Слайд 9ГИПОТЕЗА
Метод проектов позволит наименее ресурсозатратным способом создать natural environment
(«естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся если:
- модель работы будет включать дидактический комплекс развития психологической готовности учащихся начальных классов, этапы его реализации (диагностический, проектировочный, организационно-деятельностный, итоговый);
Слайд 10 Теоретическое и экспериментальное обоснование модели обучения, позволяющей каждому ученику сделать
выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, формирующего ключевые компетенции
ЦЕЛЬ исследования:
Слайд 11ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Интеллектуально тренированные учащиеся
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс развития ключевых компетентностей
обучающихся начальных классов в условиях проектного обучения
Слайд 12ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают
недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач
Слайд 13• Стимулировать естественный интерес к науке и познаниям
• Содействовать успешной адаптации учащихся
в 5-ом классе
• Формировать класс как учебное сообщество
• Развивать учебно-познавательную мотивацию
• Развивать индивидуальность каждого
• Привлечь внимание родителей
• Реализовать право ребенка на творчество
ЗАДАЧИ
Слайд 14Проект как метод обучения
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
Слайд 15 Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической
направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Слайд 16 Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых
ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.
Слайд 17 Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают
в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.
Слайд 18Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но только
он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак
Слайд 20Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем
я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Слайд 21Тема может быть:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
Слайд 23 Обычно в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка
темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;
1/3 времени затрачивается на сбор материала;
не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.
Слайд 24 Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции.
В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Слайд 25 Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе
с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Слайд 26Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;
Деятельность, которая позволяет
проявить себя,
попробовать
свои силы,
приложить свои знания,
принести пользу,
показать публично достигнутый результат
Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы
Для ученика проект - это
Слайд 27Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.
Форма организации
учебного процесса.
Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.
Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.
Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь
Для учителя проект - это
Слайд 28По результатам опроса
ЧЕМУ УДАЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ?
-РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ;
-АНАЛИЗИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ;
-ПРЕЗЕНТОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО
ТРУДА;
-ДОДЕЛЫВАТЬ ВСЁ ДО КОНЦА;
-ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
-РАССМАТРИВАТЬ ТЕМУ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Слайд 30проект «Открой свой мир»
Цель –воспитание личности:
творческой, обладающей способностями, развитым интеллектом, стремящейся
к разнообразной инновационной деятельности;
гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
владеющей компетентностью, грамотностью ,хозяйственными навыками ,знающей и хранящей традиции ,ведущей здоровый образ жизни;
свободной и любящей свой край и свою Родину
Слайд 32«Мастер-класс» открытый урок по окружающему миру-2011г.
«По страницам Красной книги»
Слайд 33Мои проекты:
Краткая аннотация проекта
Претворение в жизнь проекта позволит учителю обратить внимание
детей на связь каждого человека с историей. Учитель имеет возможность показать связь истории с происходящим, познакомить младших школьников с семейными историями и через ученика познакомить с историями семей в классе. У учеников появится возможность научиться совместной работе друг с другом, правилам общения со взрослыми.
Выводы, которые сделает ученик в ходе выполнения проекта, помогут школьникам в дальнейшей учёбе. а учителю- в воспитательной работе.
Слайд 34Тема Моя семья в истории Отечества
Тип проекта: исследовательский и творческий
Предмет: ОРКиСЭ
Автор: Кубанов Хасан
Учебный год: 2009/2010
Цель исследования:
Что значит «живая история?» Как моя семья связана с историей моей Родины?
Описание работы:
Работа раскрывает связь истории страны с историей конкретной семьи.
План :
Что такое нравственные ценности?
Нравственные ценности ислама.
Любовь человека к Родине.
Сочинение «Почему я горжусь своей Родиной?»
Выступил на конференции «Моя семья» в гимназии, 1место.
Слайд 35Тема Моя родословная
Тип проекта: исследовательский
Предмет: окружающий мир
Автор: Аветисян Ангелина
Учебный год: 2012-2013
Цель исследования:
Описание работы:
Выступила на 1 городском открытом конкурсе исследова-тельских и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?»,2 место.
как можно полнее восстановить и изучить семейную родословную
Задачи: исследовать историю возникновения фамилии Аветисян и составить своё «Древо жизни».
В данной работе даётся подробный отчёт своего исследования. Была проделана большая поисковая работа о своих дедушках и бабушках, о тех, кто жил раньше: расспросы родственников о предках по линии папы записаны подробно в тетради; были собраны документы, фотографии из семейных архивов. Была изучена специальная литература по истории русских фамилий и по технологии валяния валенок в небольших семейных артелях. Итогами исследовательской деятельности стали практические результаты: 1.Представлены два вероятных способа образования фамилии Аветисян. 2.Подготовка и защита исследовательской работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее». 3.Создание презентации на электронном носителе. 4. Создание генеалогического дерева «Древо жизни».
Слайд 38«Каждый народ-художник»
принцип проекта «От родного порога- в мир общечеловеческой культуры!»
2008г.-открытый урок
по ОРКиСЭ (практический семинар для руководителей МО города «Введение в общеобразовательный процесс модуля «Основы мировых религиозных культур»
Слайд 40Тип проекта: исследовательский Предмет: литературное чтение
Автор: Киреева Асият
Учебный год: 2009-2010
Описание работы:
В своей работе Ася рассказала об обычаях и традициях своего народа.
Познакомила со своим дедушкой Киреевым Аскербием Суюновичем -известным ногайским поэтом ,книги которого иллюстрировала его сестра Тамара Аскербиевна Имаева
.
Тема: «Слово о моём народе»(ногайцы)
Следуя традициям своей семьи, по стопам своего дедушки, пробует писать стихи. Её первые стихи опубликованы в четвёртом номере детского журнала «Маъметекей» за 2009год.
Слайд 42
Цель :сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний,умений и навыков;сплотить
семью и повысить уровень семейных ценостей
мини-проект «Профессии твоих родителей»
Слайд 43Все профессии важны-все профессии нужны!
Слайд 44Отношение учеников к организации исследовательской работе
«помогает лучше учиться, потому что помогает
разобраться во всём» (72%),
«учит дружить и помогать друг другу» (81%),
позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59%),
- «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,5%),
- проверить свои силы» (34,7%),
- подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).