Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»
Мастер-класс
Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
посредством коммуникативных игр
Июнь 2019
Слайд 2 Некоторые актуальные аспекты современного дошкольного образования
Дефицит вербального
общения
Увеличение численности детей, имеющих нарушения речи
Оптимизация педагогического процесса по реализации задач и содержания образовательных областей ФГОС ДО
Реализация основополагающих принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования
Слайд 3
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов и систематизация методических материалов по использованию
коммуникативных игр с детьми раннего возраста
Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред.
Роберт Киосаки
Функции:
Сигнальная, которая выражается в том, что отношение человека к тем или иным раздражителям становится сигналом благоприятного или неблагоприятного развития событий;
Оценочная, когда эмоции выражают оценочное отношение человека к событиям, условиям;
Регуляторная, которая подразумевает участие эмоции в регуляции поведения;
Эмоции ребенка раннего возраста во многом определяют его поведение, ребенок действует «здесь и сейчас», не задумываясь, под влиянием сиюминутных переживаний.
Эмоции выполняют роль побуждающего мотива к определенному поведению («я один, мне грустно и я плачу»).
Постепенно, ко второму году жизни, эмоции ребенка всё теснее связываются с предметной деятельностью (успешностью/не успешностью ее выполнения).
Эмоции направлены на объект, с которым ребенок действует.
К концу раннего возраста малыш получает удовлетворение от игры, возникают переживания, связанные и с сюжетом игры. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Дошкольный возраст характеризуется становлением развития всех психических процессов, в том числе и эмоциональной сферы.
В дошкольном возрасте ребенок учится осознавать и понимать не только свои чувства, но и чувства других людей, посредством мимики, пантомимики, жестикуляции и речи.
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей, связанных, часто, именно с социальным развитием, что в свою очередь, меняет роль эмоций в деятельности ребенка. Если раньше ребенок радовался полученному результату, теперь он испытывает радость и от предвосхищения этого результата.
Слайд 7 Эмоциональное развитие
- это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.
Слайд 8
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
Ребенок осваивает социальные формы выражения эмоций
Изменяется
роль эмоций в деятельности ребенка
Эмоции постепенно становятся более осознанными, обобщенными, разумными и произвольными
Слайд 9 Эмоции в адаптационный период
Обеспечение эмоционального благополучия
ребёнка- одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Основная задача создания эмоционального благополучия детей в период адаптации – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.
.
эмоционального развития в раннем возрасте
-эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
-происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда; их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.
-включение слова в эмоциональные процессы перестраивает
Эмоциональная сфера
является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.
Слайд 12 Эмоционально-психологическое благополучие:
Быстрая адаптация ребенка к
условиям детского сада.
Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками.
Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком.
Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.
тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.
Обстановка в семье.
Слайд 13 Общие особенности
детей раннего возраста:
Трудно сосредоточиться
Внимание вызывается внешне привлекательными предметами
Поведение ситуативно
Свойственны подражательность
Лёгкая внушаемость;
Зрительно-эмоциональная память
Наглядно-действенное мышление.
предложенных слов дать определение понятия
«Эмоциональное развитие»
Личность
Развитие
Окружающий мир
Чувство
Эмоции
Взрослый
Дети
Общение
Радость
Переживания
Комфорт
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.
Слайд 16 Классификация коммуникативных игр
раннего возраста (условная)
Игры с разными мелкими предметами, игрушками;
Игры чисто «словесные»;
Игры пальчиковые;
Игры малой подвижности;
Игры музыкальные и с музыкальными игрушками;
Игры хороводные (в кругу), игры в паре;
Игры телесные, с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики и т.д.
Игры досуговые (забавляющие и развлекающие) и т.д.
Коммуникативные игры
Создают общий положительный эмоциональный настрой, нейтрализуют отрицательные эмоции;
Вызывают радость от общения друг с другом и со взрослым, сближают детей друг с другом и с педагогом;
Помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов, расслабиться (т.е. стабилизируют эмоциональное состояние), развивают психическую устойчивость малыша;
Развивают умение понимать чувства и состояния других людей, развивают способность сопереживать, сочувствовать;
Активизируют познавательные и творческие способности;
Слайд 18 Задачи коммуникативных
игр
Создание атмосферы радости;
Накопление положительных эмоций, положительного эмоционального опыта;
Воспитание желания играть друг с другом и со взрослым, сближение детей и взрослых;
Развитие доверительных, партнёрских отношений;
Обучение взаимодействию друг с другом и с педагогом;
Обучение согласованным движениям друг с другом и с педагогом;
Поощрение самостоятельности, обучение проявлению инициативы;
Поддержка и развитие уверенности в себе (повышение самооценки);
Развитие внимания, быстроты реакции;
Развитие музыкального слуха, чувства ритма, согласованности движений с текстом стихотворения;
Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия), речи;
Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;
«Ребёнок усваивает легко и скоро в 2-3 года столько, что и половины того
не может усвоить в 20 лет прилежного
и методического учения»
К.Д. Ушинский
«Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека»
Владимир Михайлович Бехтерев
Игра «Ладошка»
Дай ладошку, моя крошка,
Я поглажу тебя по ладошке!
На ладошку, моя крошка,
Ты погладь меня по ладошке!
Игра «Дождик»
Капля – раз, капля – два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои открыли,
От дождя себя укрыли!
Игра «Бубен»
Бубен, бубен, позвени
И ребят повесели.
Малыши играют,
В бубен ударяют.
Сашенька (Олечка, Таня….) играет,
В бубен ударяет.
Хлопай – раз, хлопай – два!
Интересная игра.
Игра «Хома,хома,хомячок»
Хома, хома, хомячок,
Разожми свой кулачок!
Ну-ка, ну-ка, разожми,
Что найдёшь – себе возьми!
Игра «Хозяюшка»
Наша-то хозяюшка умная была,
Всем своим «зверюшкам» работу дала –
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка поднимает крошки под столом,
Лапою котёнок по столу скребёт,
А колючий ёжик веником метёт.
Игра «Разные мамы»
Мама ежиха гладит ежат,
Какие хорошие детки лежат.
Мама зайчиха гладит зайчат,
Какие хорошие детки лежат.
Слайд 27 Эмоционально развивающая среда-
совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе.
эмоционально-развивающей среды:
Взаимодействие педагога с детьми
Оформление интерьера группового помещения
Стабильность окружающей среды
Эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми