Слайд 1Об особенностях детей дошкольного возраста с РАС. Классификация РАС
Подготовила педагог-психолог МБДОУ
№40 г.Ульяновска М.А. Архипова
Слайд 2
За последние 5 лет, значительно увеличилось число детей с ранним детским
аутизмом и детей с аутичными компонентами.
Детский аутизм проявляется в различных формах,
при различных уровнях интеллектуального развития, поэтому ребенка
с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду.
Слайд 3
Аутизм –это общее расстройство психологического развития (Международная классификация болезней 10 пересмотра:
МКБ-10, 1992)
Расстройство характеризуется качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.
Слайд 4Нарушения когнитивной деятельности для таких детей характерны, но не постоянны. Расстройства
определяются по поведению, отклоняющемуся по отношению к умственному возрасту (независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости).
Слайд 5«Аутизм» (от греческого - сам) –крайние формы нарушения контактов, уход от
реальности в мир собственных переживаний. Этот термин был введён швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером.
Л. Каннер сделал вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества»
Слайд 6 Для детей характерно
нарушение общения;
• нарушение социального и
эмоционального взаимодействия;
нарушение воображения;
нарушение поведения;
нарушение речи;
нарушение когнитивных процессов.
Слайд 8Наиболее характерные проявления
аутизма в раннем возрасте
Не фиксируют взгляд на лице
другого человека
Не выносят длительного прямого контакта «глаза в глаза"
Первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно
К окружающим относятся безразлично
К ласке относятся равнодушно или неприязненно
К дискомфорту безразличны, либо не переносят его
Не испытывают потребности в контакте с другими людьми
Длительное время не дифференцируют живое и неживое
Слайд 9 Вне зависимости от уровня умственного развития ребенка с
аутизмом, отчетливо наблюдается неравномерный психолого-педагогический профиль.
Каннер выделил 2 основных критерия:
1) глубокое нарушение контакта с другими людьми;
2) навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности;
Слайд 10Согласно МКБ-10, аутистические синдромы включены в подраздел раздела «Нарушения психологического развития»
и классифицируются следующим образом:
F 84.0 Детский аутизм
F 84.1 Атипичный аутизм
F 84.2 Синдром Ретта
F 84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
Слайд 11
F 84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными
движениями
F 84.5 Синдром Аспергера
F 84.8 Другие общие расстройства развития
Слайд 12Российская классификация (1987г.)
1.1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант).
1.2. Аутистическая
психопатия Аспергера.
1.3. Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении) аутизм.
Слайд 131.4. Резидуально-органический вариант аутизма.
1.5. Аутизм при хромосомных аберрациях.
1.6. Аутизм при синдроме
Ретта.
1.7. Аутизм неясного генеза.
Слайд 14 При аутизме происходят изменения во всех психических сферах –
перцептивной,
интеллектуальной,
речевой,
эмоциональной,
волевой,
поведенческой...
Слайд 15 Эти изменения будут наблюдаться в той или иной степени
выраженности в любой возрастной группе страдающих аутизмом, хотя их выраженность может уменьшаться со временем.
Слайд 16Но аутичный ребенок, подросток, взрослый всегда будет испытывать трудности в межчеловеческом
общении и социальной адаптации, у него будет отсутствовать или трудно формироваться чувство эмпатии и синхронности в эмоциональных переживаниях с людьми (особенно со сверстниками).
Слайд 17Для постановки диагноза аутистического расстройства важно установить, что отклонения в развитии
у ребенка были в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но у большинства страдающих аутизмом отмечается умственная отсталость.
Слайд 18 Отмечено, что аутизм встречается в 3-5 раз чаще у
мальчиков, чем у девочек, но у девочек имеется более тяжелое течение.
Частота встречаемости аутизма - 4-5 случаев на 10 000 детей (или в 0,04-0,05 %) в возрасте от 12 до 15 лет. Согласно данным Т.Питерса(1999) распространенность аутистических расстройств достигает 20 на 10 000 детей.
Слайд 19В действительности количество аутичных детей больше, так как стертые формы аутизма,
деформирующие личность и представляющие серьезную психолого-педагогическую проблему, остаются неучтенными. Кроме того, нет известных данных о распространенности аутизма среди взрослых.
Слайд 20Классификация аутизма
(Никольская О.С.)
Первая форма – полная отрешенность от происходящего;
Вторая
форма – активное отвержение;
Третья форма – захваченность аутистическими интересами;
Четвертая форма – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.
Слайд 21Первая форма РДА
Отсутствие речи
Невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной
улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения
Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться
внимания, заставить что-то сделать, может
возникнуть реакция – крик, самоагрессия.
Аутизм таких детей максимально глубок,
он проявляется как полная отрешенность
от происходящего вокруг.
Слайд 22Вторая форма РДА
Дети второй группы более активны
Чуть менее ранимы в
контактах со средой
Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована
Присуща избирательность в одежде, еде, вкусах
Движения напряженно скованны, механичны, действия
рук и ног плохо скоординированы; пересекают
пространство комнаты согнувшись, перебежками,
как будто это опасное место
Обучать проще действуя их же руками,
задавая извне готовые инструкции
Слайд 23Третья форма РДА
Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям:
лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла
Такие дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме
Проявляет экстремальную конфликтность
Своеобразие таких детей особенно
проявляется в их речи ( многословие,
большой словарный запас),
не учитывая присутствие собеседника
Слайд 24Четвёртая форма РДА
Наиболее легкий вариант аутизма
На первый план здесь выступают
уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах
Неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи
Трудности сосредоточения и организации ребенка
Педантизм, повышенное пристрастие к порядку
Задержка психического развития в целом
Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека
Слайд 25ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
СИМПТОМЫ РДА ПО КАННЕРУ
глубокое нарушение аффективного контакта с другими людьми
навязчивое
стремление к повторяющимся, однообразным формам активности
поглощенность вращающимися или вращаемыми с использованием высокого уровня тонкой моторики объектами
хороший когнитивный потециал, проявляющийся в возможностях памяти или навыках в выполнении заданий, особенно досок Сенега
мутизм или не направленная на межличностную коммуникацию речь
Слайд 26
Стереотипность поведения- многократное повторение
нефункциональных движений и действий, от простого
ритмичного потряхивания
руками до сложных действий
и ритуалов.
Слайд 27Успехов и достижений в работе!!!