Слайд 1«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии
детей дошкольного возраста»
Слайд 2Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем
мире в своём изобразительном творчестве.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Слайд 3Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует:
Снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Слайд 4Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что
они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе
Слайд 5В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода.
Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.
Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются рисунки в младших группах, в старших группах можно сочетать и другими техниками.
Пальцевая живопись
Слайд 6«Печать листьев»
Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при
помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи
Слайд 7Ватным тампоном для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить
его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
«Рисование методом тычка»
Слайд 8«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску,
а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Слайд 9Используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной
подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).
«Оттиск пробкой»
Слайд 10 «Оттиск печатками из картофеля»
Из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает
печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски
Слайд 11Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой,
для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
«Кляксография»
Слайд 12Вариант 2.
Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся
краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Слайд 13Вариант 3.
(Раздувание краски). Нанести краску через соломинку и раздувать краску
от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.
Слайд 14Вариант 4.
(Кляксография с ниточкой) - нитки по 25-30 см сложенные вдвое
обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.
Слайд 15«Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» -
Способ получения изображения одинаков,
что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.
Слайд 16Поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на
бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.
«Печать по трафарету»
Слайд 17«Рисование по мокрой бумаге».
Вариант 1Лист смачивается водой, а потом кистью или
пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Вариант 2 при помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается.
Вариант 3. (Размытый рисунок) рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.)
Слайд 18«Набрызг»
- (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или
разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.
Слайд 19Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну
половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
«Монотопия»
Слайд 20«Скатывание бумаги»
Берется бумага и мнется в руках, пока она не станет
мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Слайд 21«Обрывание бумаги»
Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется
клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.
Слайд 22«Проступающий рисунок»
Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти
поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту.
Слайд 23Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур -
с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.
Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.
Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью).
«Шаблонография»
Слайд 24«Граттаж»
(гравюра)
Натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем
весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
Вариант 2. На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.
Слайд 25«Фотокопия»
Рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка
мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки
Слайд 26Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон,
приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
«Пластилинография»
Слайд 27«Витраж»
(клеевые картинки)
Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист
бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.
Слайд 28Малярной кистью нанесите на лист бумаги белую гуашевую краску, не размазывая
её.
Концом кисти наберите любой цвет, подходящий для вашего фона, и также нанесите на бумагу.
Выберите ещё один цвет и так же нанесите на бумагу концом кисти.
Влажной салфеткой размажьте краску по всей поверхности листа, изображая ваш фон.
Тонкой кистью нанесите тонкие легкие мазки.
Для рисунка смочите водой ту часть ,которая вам необходима, разъедините ватные диски приложите их половинки к бумаге.
Смочите ватные диски водой, нанесите гуашевые краски круговым движением кисти.
Доделайте рисунок до совершенства( дорисуйте, долепите и так далее).
«Рисование используя
ватные диски»
Слайд 29Таким образом, каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Вывод: