Слайд 2 Народные промыслы России –
огромное духовное богатство, оно
доносит
до нас культуру прошлых
поколений.
Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.
Народные промыслы – это гордость России.
В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел».
Что же мы имеем в виду, говоря «промысел»? Откуда пошло это название «промыслы»?
Слайд 3 Историческая справка : Очень давно, когда еще
сельскохозяйственная техника была слишком
проста, а
малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых,
население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом
промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые
предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись.
Богата земля российская разнообразными народными промыслами.
Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо - все становилось предметом творчества. Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти - платки, из льна - полотна и кружева. Все делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.
Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».
Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.
Слайд 5 Гжель – старинный народный промысел.
Название
этот промысел получил от
деревни Гжель.
Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.
Сейчас "Гжель" - это посуда, светильники, вазы, небольшие скульптура, на которых художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц. Чаще всего используют только белую и синюю краски.
Слайд 7
Хохлома – старинный русский народный
промысел, родившийся в 17 веке
в селе
Хохлома.
Представляет собою декоративную роспись
деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Это благодаря особой обработке. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. После такой обработки изделия кажутся золотыми.
Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники. Цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
.
Слайд 9
Жостовская роспись — народный промысел
художественной росписи металлических
подносов,
существующий в деревне Жостово Мытищинского
района Московской области. Возник в середине 18 века
на Урале.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Жостовская роспись - это металлические подносы черного, красного или зеленого цвета с росписью в виде букета цветов в центре. Для жостовской росписи характерны плавные цветовые переходы.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в городе Нижнем Тагиле. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и других форм.
Слайд 11
Городецкая роспись — русский народный
художественный промысел. Существует с середины
19 века в
районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые
сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная
свободным мазком с белой и черной графической обводкой,
украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок . Фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Городецкую роспись отличают бытовые сюжеты, такие как прогулка, празднество, и так далее. Преобладают яркие краски и зеленые, красные, синие цвета. Рядом с людьми — растения и животные, фигуры которых выполнены не в живописной, а в «детской» манере.
Слайд 13
Палехская миниатюра — народный
промысел, развившийся в Советское время
в посёлке Палех Ивановской
области.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы,
кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
Слайд 15 Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой
миниатюрной живописи масляными
красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино.
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.
Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Слайд 17
Матрёшка – русская деревянная игрушка, состоящая из
нескольких разрисованных кукол,
вложенных одна в другую.
Каждая кукла, кроме последней, раскладывается на две
части. Это полая расписная деревянная игрушка грушевидной
формы. Традиционно это девушка в красном сарафане и желтом платке, но рисунки и расцветка могут варьироваться. Самую маленькую матрешку в наборе обычно делают «неваляшкой», утяжеляя низ.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.
В последнее время темы росписи сувенирных матрешек не ограничены, встречаются как куклы, расписанные под сказочных персонажей и так и в виде карикатур на известных политиков.
Хотя матрешку принято считать оригинальной русской игрушкой, появилась она сравнительно недавно, в 1891 году в Абрамцеве, как оригинальная версия менее известной японской деревянной игрушки.
Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров, привозимых из России.
Слайд 19 Дымковская игрушка – русский народный промысел, который
зародился в слободе
Дымково, около города Вятка. Это символ
Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю
историю.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья,
к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из
глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили
в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. А для росписи мастера используют яркие краски. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.
Дымковская игрушка лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
В основном это кавалеры, барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи, сказочные персонажи и животные.
Слайд 21 Филимоновская игрушка — русская глиняная
игрушка.
Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского
района Тульской области.
По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет.
Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново.
Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками.
Слайд 23 Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский
народный промысел, состоящий в
изготовлении резных
игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи,
осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
Богородская резьба выполняется при помощи специального богородского ножа «Щучка».
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.
Фигурки зайцев и забавных медвежат, нарядных барышень и озорных ребятишек, сказочных героев и фантастических персонажей вырезают из липы, ольхи, осины. Как правило, их не раскрашивают, и они сохраняют цвет дерева.
Слайд 25 Вологодское кружево — вид русского кружева,
плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области.
Все основные изображения в сцепном вологодском
кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой
по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок.
Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый.
В 17 веке кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.
Слайд 27
Оренбургский пуховый платок — вязаный
платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б,
шёлка
или др.). Пуховязальный промысел зародился в
Оренбургском крае в18 веке. Паутинка и палантин — это
очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Вязаный из козьего пуха теплый платок, с хлопчатобумажной, шелковой или любой другой нитью-основой. Бывает толстым и серым, или тонким и белым. Качество пуха и прочность плетения проверяют, продевая платок через кольцо.
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо.
Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.
Слайд 29 Павловопосадские шали — набивные
шерстяные платки традиционно черного или
красного
цвета, с объемным цветочным узором. Производство
было создано в середине 19 века в г. Павловский Посад.
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Самый популярный фон таких цветных шалей — черный и красный. А узор — традиционно цветочный. Удивительные переливы достигаются наложением огромного количества шаблонов с краской. На одном платке собирается до 400 оттенков.
Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
Слайд 31
Шемогодская резьба — традиционный
русский народный художественный промысел
резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.
Семеновская резьба.
Особенность ее в том, что узор прорезается в
глубь изделия, и изделия редко покрываются лаком.
Резьбой украшают деревянные шкатулки, посуду и
мебель.
На фабрике "Семёновская роспись" в городе Семёнове Нижегородской области в 60-х гг. 20 века возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семёновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши, вазы пудреницы и поставки - цилиндрические сосуды с крышкой, а также шкатулки и декоративные панно украшены плоскорельефной резьбой геометрического и растительного характера.
В основе семёновских резных узоров лежат традиции древней резьбы, возникшей в Нижегородском крае. Резьба обогащает форму предмета, выявляет красивую текстуру и естественный цвет дерева.
Большой вклад в развитие семёновской резьбы по дереву внесли такие мастера как Георгий Матвеев, Леонид Левин, Дормидонт Мазин, Александр Швецов.
Слайд 34 Не все народные промыслы имеют богатую историю.
Некоторые появились
совсем недавно.
Что это за промыслы? Сейчас узнаем!
Один из таких промыслов – это роспись елочных игрушек.
Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.
Фабрика «Ариель».
Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариель». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин.
Новый народный промысел
Слайд 36 Спасибо за внимание!
Народные промыслы —
это лицо русской
культуры. Красивое самобытное лицо,
представление о котором должен иметь каждый
россиянин.
Предметы русских народных промыслов — это то, с
чем мы выросли, то, что увозят с собой на память и потом бережно хранят русские эмигранты, а также то, чем всегда восхищаются иностранные туристы.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я постаралась собрать самые яркие и известные из них.