Слайд 1Наглядно – дидактическое пособие
«От зернышка, до каравая»
Автор: Тугулханова Ирина Владимировна, воспитатель,
I квалификационная категория,
МБДОУ «Боханский детский сад №1»
Слайд 2Наглядно – дидактическое пособие «От зернышка, до каравая» поможет детям получить
новые знания, почувствовать красоту и щедрость родной земли, разовьет фантазию и обогатит внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас.
В пособии увлекательно и доходчиво рассказывается о том, как хлеборобы растят хлеб, как из зерна получают муку, выпекают хлеб, где и как хранят зерно до следующего урожая.
Наглядно – дидактическое пособие адресовано воспитателям ДОУ.
Слайд 3
В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с
рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех – как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспомнить об этом надо не только в трудную годину, а помнить – всегда! Мы хотим воспитывать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу.
Слайд 4
Цели:
формирование представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы
стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относится к людям, его выращивающим, развивать интерес к данной профессии.
Задачи:
Обучающие задачи:
Закреплять представление у детей о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
Познакомить детей с трудом крестьян и орудиями земледельцев.
Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом.
Развивающие задачи:
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Развивать выразительную литературную речь.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду взрослых.
Слайд 5Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе.
Я уверена, что все
вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином.
И пшеница и рож пришли к людям из глубокой древности более десяти тысяч лет назад!
И с тех пор они кормят нас, недаром в народе хлеб называют «кормильцем».
Хлебный каравай начинается с зернышка.
Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Ребята я вас приглашаю в интересное путешествие
«От зернышка, до каравая»
Слайд 6Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле
запрягая в плуг лошадку. Боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями.
Слайд 7Теперь на помощь земледельцам пришли умные машины.
Сначала хлеборобы готовят почву к
посеву. Осенью специальные машины – разбрасывателями на поля вносят удобрения. Потом на поля приходят помощники хлебопашцев – трактора. Они вспахивают землю, перемешивают их с удобрениями и одновременно боронуют матушку-землю, чтобы не было комков и поле стало ровным.
Слайд 8Перед тем как начинать весеннею пахоту, крестьяне, как учили их отцы
и дети, наблюдали за окружающей природой. Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой рощи, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черёмуха, значить пришла пора поле пахать.
Слайд 9И снова на поля выходят помощники земледельцев – трактора, управляют которыми
трактористы.
Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю.
Слайд 10Затем землю рыхлят с помощью больших граблей, которые называются бороной. У
неё острые стальные зубья. Земля после такой обработки становится рыхлой, мягкой, готовой к севу.
Слайд 11Вот теперь можно начинать сев.
К трактору прикрепляют сеялки.
И они
ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна.
Слайд 12Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница. Все лето созревают
зерна в колосьях на полях. За её ростам наблюдает агарном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту.
Слайд 13Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное
поле жуки-вредители. Их необходимо уничтожить, иначе весь урожай может погибнуть. Тогда агроном обращается к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожают вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство.
Слайд 14 Пшеничные колосья наливаются золотой спелостью, становятся крупными и тяжелыми. Хлебные
поля называют красивым древнерусским словом «Нива»
Слайд 15Когда зерна хлебов созрели начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва.
На поля выходят другие машины – комбайны, управляемые комбайнерами.
Слайд 16Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зерна, которые по специальному длинному
рукаву высыпаются в грузовые машины.
Слайд 17Машины ведут шоферы. По сигналу комбайнера машина, полные зерном, уезжают и
подъезжает другая.
Слайд 18Зерно отвозят большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там его сушат и
хранят.
Элеватор – это зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки зерна.
Слайд 19Зерно из элеваторов везут на мукомольный завод, где мелят из зерна
муку.
Зерно перерабатывается в муку с помощью электрического тока, который приводит в движения тяжелые жернова.
В старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода приводила в движения жернова. А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветреные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы, а те приводили в движения жернова.
Слайд 20Муку везут на хлебозавод. Там стоят огромные чаны с закваской. В
чан добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи, и специальная машина механическими «руками» вымешивает тесто для хлеба.
Слайд 21Другие машины режут тесто на одинаковые части, подают в большие печи
для выпечки батонов, булочек, баранок, и прочих вкуснейших вещей!
Слайд 22Наконец хлеб попадает в булочную.
Мы его покупаем и с удовольствием
едим.
Слайд 23Труд хлебороба по-прежнему очень нелегкий и напряженный!
А чтобы мы могли
принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали комбайнеры, агрономы, трактористы, шофера, пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба.
Слайд 24Длинна дорога от зернышка, до каравая.
Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много
рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный,
Хлеб душистый и чудесный!