Слайд 1Часть 1
Мониторинг здоровья воспитанников ДОО
(Медико – педагогический контроль)
Фоминых Оксана Владимировна
Инструктор по
физической культуре
МБДОУ № 18 «Рябинка»
Слайд 2Мониторинг
это система непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения. Объектом мониторинга являются процесс
и результаты образовательно-воспитательного процесса, а также средства достижения этих результатов.
Слайд 3Мониторинг включает в себя:
дидактический мониторинг – слежение за состоянием содержания,
организационных форм и методов образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями
воспитательный мониторинг – слежение за состоянием специально организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и детей
медико-педагогический мониторинг - слежение за динамикой здоровья воспитанников образовательного процесса
Слайд 4Цель и основные задачи:
Цель мониторинга – непрерывное, научно-обоснованное, диагностико - прогностическое
слежение за характером протекания образовательно-воспитательного процесса в ДОУ и психологическим состоянием его воспитанников, оздоровительной деятельностью.
Задачи:
сбор и накопление фактического материала о реально протекающем образовательно – воспитательном процессе в ДОУ и разработка на этой основе планов работы ДОУ;
своевременное выявление нарушений в ходе образовательно – воспитательного процесса и их адекватное исправление;
своевременное выявление достижений в ходе образовательно – воспитательного процесса ДОУ, анализ условий, обобщение опыта;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов дошкольников в ходе образовательно – воспитательного процесса.
Слайд 5Функции мониторинга:
Гностическая - накопление, обобщение, анализ, структуризация данных о протекании
образовательно – воспитательного процесса ДОУ.
Прогностическая – формулирование на основе полученных данных обоснованного заключения о предстоящем развитии или исходе образовательно – воспитательного процесса.
Ориентировочная – возможность определить значение отдельных процессов в целостном образовательно – воспитательном процессе.
Контрольно-ориентировочная – обоснованное определение уровня развития отдельных сторон образовательно – воспитательного процесса.
Коррекционная – своевременное внесение поправок, частичное исправление или изменение в ход образовательно – воспитательного процесса.
Регуляторная – приведение в должное состояние отдельных процессов и всего образовательно – воспитательного процесса.
Координационная – взаимное ориентирование и согласование работы при взаимодействии разных специалистов ДОУ: педагогов, психолога, медицинского работника.
Слайд 6Принципы мониторинга:
Непрерывность
Научность
Целесообразность
Диагностико - прогностическая направленность
Прогностичность
Слайд 7Состав службы мониторинга:
Старший воспитатель
Воспитатели
Специалисты (психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный
руководитель)
Медицинский работник
Слайд 8Мониторинг осуществляется при единой координации действий и руководстве заведующего ДОУ и
старшего воспитателя.
Слайд 9Медико-педагогический контроль
Система современных систематических наблюдений и проверок:
Гигиенического состояния помещений и
территории пребывания детей
Соблюдение санитарно-гигиенического режима и распорядка дня
Организация и качество питания
Соблюдение требований двигательного режима
Инструкции по охране жизни и безопасности жизнедеятельности
Слайд 10Два вида контроля:
Контроль
результатов
Контроль
процесса
Этапный, текущий и оперативный
Слайд 11Контроль результатов (этапный)
Осуществляется два раза в год – в начале и
в конце учебного года. Включает различные тесты и наблюдения за двигательной активностью детей
Задачи:
Собрать информацию о физической подготовленности детей за относительно небольшой промежуток времени;
Откорректировать списки подгрупп детей по уровням их физической подготовленности;
Внести коррективы в планы работы с дошкольниками.
Слайд 12 В обязанности медицинской сестры ДОО входит контроль:
За утренней гимнастикой
Подвижными играми
Закаливающими мероприятиями
(текущий контроль или контроль процесса)
Наблюдение за деятельностью педагога и воздействием физических нагрузок на организм ребенка на физкультурных занятиях (контроль процесса)
Слайд 13Объекты текущего и оперативного контроля
Санитарно-гигиеническое состояние мест пребывания детей (физкультурный зал,
групповое помещение, спальня, участок детского сада и др.);
Организация и качество питания;
Режим дня (прогулка, утренняя гимнастика, дневной сон, длительность занятий);
Двигательный режим;
Охрана жизни и безопасность жизнедеятельности;
Физическая подготовленность.
Слайд 14Роль медико-педагогических наблюдений
Устранение недостатков в организации условий жизнедеятельности детей;
Не допущение переутомления
дошкольников при проведении различных занятий;
Определение оптимальной физической и эмоциональной нагрузки с учетом индивидуальных возможностей детей;
Выявление отклонений в здоровье;
Планирование наиболее эффективных оздоровительных и профилактических мероприятий.
Слайд 15Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС)
Позволяет оценить правильность построения занятий
и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.
Пульс измеряется до начала, после каждой «пиковой нагрузки», в заключительной части и в восстановительном периоде после пятиминутного отдыха.
Достаточно замерить пульс у нескольких детей.
На основе полученной пульсометрии, внести в занятия соответствующие коррективы.
Слайд 16Определение плотности занятия
Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают
общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность занятия.
Общая плотность занятия (ОПЗ) – это отношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности занятия. Она включает:
Организацию детей
ОРУ, ОВД
Подготовку и уборку инвентаря
Объяснение, наблюдение, слушание
Помощь, страховка
Подведение итогов, упражнения на расслабление
Воспитательную работу.
Для определение ОПЗ суммируются показатели времени активной деятельности на занятии (кроме времени на неоправданные ожидания и простои по вине педагога). Это время умножается на 100% и делится на общее время занятия. ОПЗ при правильной организации должна приближаться к 100%.
Слайд 17 Моторная плотность занятия (МПЗ) – это отношение времени, использованного непосредственно
на двигательную деятельность к общей продолжительности занятия.
Для определения МПЗ необходимо время выполнения физических упражнений, действий, приемов умножить на 100% и разделить на общее время занятия. Моторная плотность во время занятия постоянно меняется. Это зависит от вида занятия, его организации. Так на занятиях совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%. А на занятиях разучивания двигательных действий и формирования знаний и умений МП может находиться на уровне 50%. При всей важности МПЗ она не может достигать 100%, так как не осталось бы времени для объяснения материала.
Слайд 18Определение соответствия физической нагрузки состоянию здоровья
Небольшое утомление: слабое покраснение кожи,
незначительное потоотделение, учащенное ровное дыхание;
Утомление средней степени: значительное покраснение кожи, большая потливость, учащенное дыхание с периодическими вдохами и выдохами, напряженное выражение лица, нарушение координации движений, жалобы на усталость, сердцебиение, боль в мышцах;
Резкое утомление: сильное покраснение или побледнение кожи, обильная общая потливость, чрезвычайно учащенное дыхание, одышка, глубокое нарушение координации движений, дрожание конечностей, жалобы на головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота.
Слайд 19
Оценка физического развития
Оценивается:
Методом наружного осмотра;
Антропометрическими измерениями и расчетами (длина и масса
тела, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки, данные динамометрии кистей рук и др.)
Измерения проводятся всегда в одно и то же время суток, с использованием одного и того же инструментария.
Слайд 20Уровень двигательной активности
(три группы)
Первая группа: дети со средней и нормальной
ДА. Характеризуются нормальной массой тела, редко болеют.
Вторая группа: дети малоподвижные, с низкой ДА. Характеризуются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья.
Третья группа: дети с большой ДА. Их называют гиперактивными. Такие дети очень подвержены заболеваниям.
Слайд 21Должен осуществляться личностно-ориентированный подход, который предусматривает учет уровня и группы здоровья,
работоспособности, физической подготовленности и уровня двигательной активности дошкольника. Все перечисленные параметры позволяют получить медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания в ДОО.
Слайд 22Средством обеспечения эмоционально-психологического комфорта при
реализации образовательной области физическое развитие, является индивидуально-дифференцированный
подход в физическом воспитании детей по рекомендациям А.А. Чеменевой.
Слайд 25Запрещенные и ограниченные упражнения в дошкольных учреждениях (рекомендации кафедры физического воспитания
Государственного педагогического университета им. Герцена)