Презентация, доклад на тему Методы и приемы работы по восприятию образа персонажа в художественном произведении младшими школьниками''

Содержание

Актуальность проводимого исследования связана с тем, что художественная литература решает не только образовательные задачи развития личности учащихся, но и воспитательные. Так, К.Д. Ушинский писал: «На каждое произведение мы должны смотреть как на

Слайд 1МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ВОСПРИЯТИЮ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ПРОИЗВЕДЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ТЕМА:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ  РАБОТЫ ПО   ВОСПРИЯТИЮ  ОБРАЗА  ПЕРСОНАЖА В  ХУДОЖЕСТВЕННОМ

Слайд 2
Актуальность проводимого исследования связана с тем,
что

художественная литература решает не только образовательные задачи развития личности учащихся, но и воспитательные. Так, К.Д. Ушинский писал: «На каждое произведение мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни». И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира.

Цель данного исследования – выявить наиболее оптимальные методы и приемы работы по восприятию образа персонажа в художественном произведении младшими школьниками.

Задачи исследования:

Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.

2. Выявить уровни восприятия художественного произведения у учащихся третьих классов.

3. Создать локальную методическую систему по организации образа персонажа в художественном произведении младшими школьниками.

4. Разработать программу исследования восприятия младшими школьниками образа персонажа художественного произведения.

5. Экспериментально проверить эффективность методов и приемов работы по восприятию образа-персонажа в художественном произведении младшими школьниками

Актуальность проводимого исследования связана с тем, что художественная литература решает не только образовательные

Слайд 3Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 1 г. Климово.
Объект

исследования – процесс восприятия образа персонажа в художественном произведении в начальной школе.

Предметом исследования являются методы и приемы работы по восприятию образа персонажа в художественном
произведении младшими школьниками.


Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 1 г. Климово.Объект исследования – процесс восприятия образа персонажа

Слайд 4ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
-

Даны понятия <<художественный образ>> и <<персонаж>> с позиции литературоведения.

- Проанализированы параметры восприятия образа персонажа с позиции психологии.

- Проанализированы задачи и содержание обучения младших школьников по данной теме.

- Обобщен опыт учителей по восприятию образа персонажа младшими школьниками.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ- Даны понятия и с позиции литературоведения.-

Слайд 5ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

С целью изучения уровней восприятия персонажей художественного произведения, был проведен эксперимент, заключающийся в применении ряда специальных приемов. C учащимися третьих классов было проведено тестирование.

В контрольном классе 3 «Б» учитель работает по традиционной системе, в своем арсенале учитель использует на уроках литературного чтения выразительное чтение произведения, словарную работу, беседу по произведению, пересказ.

В экспериментальном классе 3 «А» учитель тоже работает по традиционной системе, только в процессе работы он использует дополнительно к перечисленному еще обязательно новую информацию об авторе, работу с картинками по произведению, обсуждение прочитанного текста, осознание и понимание его, часто использует элементы микрогрупповой работы, а также мини сочинения по произведениям.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ С

Слайд 6В программе исследования поставлено решение следующих задач:
Отвечать на поставленные вопросы к

тексту произведения относительно образа персонажа.

Ставить вопросы к тексту произведения при таком же условии.

Давать сравнительную характеристику героям, сопоставлять героев двух разных рассказов одного автора и проводить анализ.

Целостно воспринимать образ персонажа в художественном произведении младшими школьниками.

На основе полученных результатов сделать заключение об уровнях восприятия персонажей художественного произведения третьеклассниками.

.

1.

2.

3.

4.

5.

В программе исследования поставлено решение следующих задач:Отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения относительно образа персонажа.Ставить вопросы

Слайд 7Констатирующий эксперимент
Что вы знаете о поэте А.С.Пушкине?
Этим вопросом мы хотели выяснить,

что помнят ученики третьих классов из рассказов учителя о поэте А.С.Пушкине, его жизни, семье.

Результаты ответов на вопрос 1 КЭ (констатирующего эксперимента)

Констатирующий экспериментЧто вы знаете о поэте А.С.Пушкине?Этим вопросом мы хотели выяснить, что помнят ученики третьих классов из

Слайд 8Констатирующий эксперимент
Какие произведение А.С. Пушкина вы читали? (Кроме сказки «О

царе Салтане», программное произведение).

Здесь за основу брали такое деление: перечисление 8 произведений – высокий уровень, перечисление 5 произведений – средний уровень, перечисление 3 произведений – низкий уровень. Тем самым мы увидим начитанность наших школьников и их литературный кругозор.

Результаты ответов на вопрос 2 КЭ (констатирующего эксперимента)

Констатирующий эксперимент Какие произведение А.С. Пушкина вы читали? (Кроме сказки «О царе Салтане», программное произведение).Здесь за основу

Слайд 9Констатирующий эксперимент
Что вы можете сказать о произведениях А.С.Пушкина?
Здесь нас интересовал словарный

запас учащихся, их умение выражать свое мнение и обосновывать свою точку зрения.

Результаты ответов на вопрос 3 КЭ (констатирующего эксперимента)

Констатирующий экспериментЧто вы можете сказать о произведениях А.С.Пушкина?Здесь нас интересовал словарный запас учащихся, их умение выражать свое

Слайд 10Уровень сформированности у младших школьников умений воспринимать образ персонажа в художественном

произведении (констатирующий эксперимент)

Общие итоги по проведенному опросу

Средние показатели результатов констатирующего этапа эксперимента

Уровень сформированности у младших школьников умений воспринимать образ персонажа в художественном произведении (констатирующий эксперимент)Общие итоги по проведенному

Слайд 11Организация экспериментального обучения по формированию умений воспринимать образ персонажа в художественном

произведении

1) учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;
2) детям предлагается самостоятельно назвать свойство характера героя;
3) сопоставляются герои одного произведения или близких по тематики произведений.

1) учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;
2) учитель привлекает внимание детей к авторским словам;
3) совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристики персонажа;
4) при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.
 

Приемы по организации работы класса над характеристикой персонажа

Организация экспериментального обучения по формированию умений воспринимать образ персонажа в художественном произведении1) учитель называет качества  персонажей

Слайд 12Результаты экспериментального исследования
Этапы контрольного эксперимента

Результаты экспериментального исследования Этапы контрольного эксперимента

Слайд 13Общий итог
Сводные результаты ответов на вопросы информационного этапа
Сводные результаты тестирования по

второму уточняющему этапу

Сводные результаты по итоговому блоку

Общий итогСводные результаты ответов на вопросы информационного этапаСводные результаты тестирования по второму уточняющему этапуСводные результаты по итоговому

Слайд 14-
Итоговые результаты проведенного тестирования в третьих классах

-Итоговые результаты проведенного тестирования в третьих классах

Слайд 15



Гипотеза доказана
Восприятие образа-персонажа будет полноценным, если будут:
найдены наиболее оптимальные методы и

приемы работы по восприятию образа-персонажа художественного произведения;

создана система знаний, способствующих овладению младшими школьниками выявленными методами и приемами;

организована самостоятельная деятельность детей в парах и микрогруппах по овладению методами и приемами работы по восприятию образа-персонажа художественного произведения

Гипотеза доказанаВосприятие образа-персонажа будет полноценным, если будут:найдены наиболее оптимальные методы и приемы работы по восприятию образа-персонажа художественного

Слайд 16



Итог
Мы показали возможности уроков литературного чтения в решении задач общего развития

учащихся путем реализации единой системы работы над развитием их речевых умений.

Убедились, что в основе данной системы лежит организация исследовательской деятельности, учебных диалогов, бесед, аргументации, которые способствует накоплению школьниками опыта монологической и диалогической речи, приобретению умений: доказывать свою точку зрения, выражать согласие и несогласие, строить свое поведение с учетом позиции других людей и тем самым эффективнее воспринимать художественное произведение.


ИтогМы показали возможности уроков литературного чтения в решении задач общего развития учащихся путем реализации единой системы работы

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть