Слайд 1ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Направление 44.03.01
«Педагогическое образование»
Профиль «Дошкольное образование»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Методика трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста (в разных возрастных группах)»
Научный руководитель
канд. пед. наук, профессор:
Панова Лариса Викторовна
УФА 2018
Выполнила:
Студентка 4 курса
Ибатуллина Ирина Александровна
Слайд 2Актуальная проблема для дошкольного образовательного учреждения - это успешная социализация дошкольника.
Ребенок,
обязательно должен с маленького возраста принимать участие в труде, и эти простые обязанности, должны стать повседневными, которые он выполняет дома и в детском саду. Только в таком случае труд оказывает на детей воспитательное воздействие, подготавливая их к осознанию нравственной его стороны.
«Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой» - писал Константин Дмитриевич Ушинский.
Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Ребенок становится ловким и подвижным, когда выполняет какие-либо трудовые обязанности; преодолевая определенные трудности, становится наблюдательным, более выносливым и терпеливым, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Человек, который воспитывается в труде, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути и никогда не растеряется в жизни.
Слайд 3 Под объектом исследования подразумевается, процесс формирования личности старшего дошкольника в
трудовой деятельности.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования личности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий, которые обеспечивают эффективность формирования личности старшего дошкольного возраста (в разных возрастных группах) в трудовой деятельности.
В этом исследовании, мы стремились проследить, как формируется целенаправленная деятельность детей, каковы педагогические условия, которые способствуют развитию у ребенка способности осознанно ставить цель, планировать какую либо деятельность, и, конечно же, достигать результата.
Слайд 4
Цель исследования: теоретически доказать, подготовить и опытно-поисковым путем проверить методику трудового
воспитания детей старшего дошкольного возраста (в разных возрастных группах).
Задачи для достижения данной цели:
1.Исследуемую проблему изучить в философской, психолого-педагогической литературе и рассмотреть в деталях понятие «трудовая деятельность дошкольника».
2. Выявить уровень трудовых навыков и умений детей старшего дошкольного возраста.
3.Разработать наиболее эффективные подходы к организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста (в разных возрастных группах).
4. Создать и проверить экспериментальную методику по формированию трудовых навыков и умений детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 5Труд — это то, что развивает маленького человека, помогает ему самоутвердиться,
поддерживает его.
На основе живых впечатлений детей, об окружающей действительности, строится педагогическая работа детского сада. Необходимо планировать трудовую деятельность детей, для того чтобы осуществлять воспитательно – образовательную работу с детьми:
- планировать постоянный труд, который организуется со всеми детьми, т.е. это уборка группы, уборка на участке, совместный труд взрослого и ребенка.
- планировать труд детей во время прогулок на участке каждый день.
планировать труд, содержание которого меняется эпизодически, это дежурства и различные индивидуальные поручения.
При планировании работы, следует уделять внимание формированию таких качеств личности, как внимательность, чуткость и тактичность.
Слайд 6Нами было проведено экспериментальное исследование в МБДОУ Д/С №296, согласно
цели исследования и поставленным задачам. Семь детей старшего дошкольного возраста приняли участие в эксперименте. Проводилось исследование в марте, апреле, мае 2017года.
Работа состояла из трёх этапов: I этап констатирующий, II этап формирующий и III этап контрольный.
Первый этап – констатирующий эксперимент
Уровень трудовых умений
Слайд 8
Также мы наблюдали за детьми, что бы выяснить нравиться ли трудиться
детям, дежуря по столовой и уголку природы.
На каждый вид дежурства назначалось по два ребенка. Каждые два дня дети менялись, и вместе с остальными детьми оценивали качество их работы. Анализируя результаты наблюдения, мы опирались на критерии отношения детей к дежурству:
Группа А – дети дежурят с удовольствием, о своих обязанностях не забывают. Сами просят назначить их дежурными. (42.8%)
Группа Б – стараются выполнить свои обязанности хорошо, не забывают о них, но не хотят помогать другим.(28.6%)
Группа С – дети дежурят нехотя, свои обязанности стараются переложить на других детей, забывают о дежурстве, а то и вовсе отказываются от него, считают, что порядок – это дело нянечек.(28.6%)
Учитывая рассмотренные критерии, получились следующие результаты:
Слайд 9
По результатам констатирующего эксперимента стало понятно,
что уровень сформированности трудовых умений у
детей слабый.
Слайд 10Второй этап – формирующий эксперимент
Формирование трудовых умений
Второй этап (формирующий эксперимент), нами
был спланирован, опираясь на результаты констатирующего эксперимента, главной целью которого является повышение сформированности трудовых умений.
В процессе формирующего эксперимента были проведены занятия.
- чтение сказок: «Морозко», «Розочка - Беляночка», «Крошечка - Хаврошечка»
- беседы с детьми: «Как я дома помогаю», «Все профессии важны», «Труд взрослых»
- дидактические игры: «Каждой вещи свое место», «Подбери нужное», «Мамины помощники»
чтение пословиц и поговорок о труде, как русских так и башкирских;
В результате проведенной работы у детей сформировалось положительное отношение к труду. Дети сделали соответствующие выводы по сказкам и аргументировали их. После проведения игр у детей появилось желание помогать маме, поддерживать порядок в группе, ухаживать за растениями. Осознав, что растения тоже живые, стали более трепетно относиться к ним.
Слайд 11Третий этап – контрольный эксперимент
Сформированность трудовых умений
На третьем контрольном этапе опытно-экспериментальной
работы нами было проведено повторное наблюдение за детьми. Дали детям те же задания, что и на I этапе опытно-экспериментальной работы и использовали разработанные ранее критерии. Далее было проведено сравнение изменений результатов исследования.
Сравнение результатов, показаны в таблице №2
Слайд 12Также изменения можно увидеть по результатам наблюдения за дежурными. Рассмотрев критерии
отношения детей к дежурству, получили следующие данные:
Слайд 13Вывод
Проведя опытно – экспериментальную работу пришли к выводу, о том,
что трудовое воспитание - это подготовка ребёнка к жизни, формирование целеустремлённой активной личности, подготовка к участию в общественно полезном труде. Началом трудового воспитания ребёнка является дошкольный возраст. Разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.
Также необходимо создавать эмоционально - положительную атмосферу, чтобы дети трудились с удовольствием, заинтересовывать их. Очень важно учитывать нагрузку, которую могут испытывать дети, когда выполняют трудовые задания.
Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщённый вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста будет успешным и результативным, если при его организации применять современные подходы.