Презентация, доклад на тему Методика нравственного воспитания

Содержание

ВведениеВ настоящее время остро стоит задача возрождения общечеловеческих ценностей. Данная задача должна реализовываться через организацию нравственного воспитания. Актуальность проблематики нравственного воспитания в современных условиях обусловлена тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих

Слайд 1Методика нравственного воспитания



Холод Елена Викторовна


Методика нравственного воспитания Холод Елена Викторовна

Слайд 3Введение
В настоящее время остро стоит задача возрождения общечеловеческих ценностей. Данная задача

должна реализовываться через организацию нравственного воспитания.
Актуальность проблематики нравственного воспитания в современных условиях обусловлена тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и нравственными качествами. Воспитание нравственных качеств личности важно и потому, что человек на протяжении жизни приобретает представления о последствиях нарушения норм, важности их следованию и пр.
ВведениеВ настоящее время остро стоит задача возрождения общечеловеческих ценностей. Данная задача должна реализовываться через организацию нравственного воспитания.

Слайд 4«Методика нравственного воспитания»
Объектом данного исследования являются дошкольники, предметом данного исследования является нравственное воспитание

дошкольников.
Задачи данного исследования:
1.   Рассмотреть нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.
2.   Изучить механизмы и содержание нравственного воспитания дошкольников.
3. Изучить литературу по данному вопросу
«Методика нравственного воспитания» Объектом данного исследования являются дошкольники, предметом данного исследования является нравственное воспитание дошкольников.Задачи данного исследования:1.   Рассмотреть нравственное воспитание дошкольников

Слайд 5«Понятие нравственного воспитания»
Нравственное воспитание – это одна из важнейших сторон многогранного

процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способность ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении [1, С. 190].
Главная цель нравственного воспитания – формирование высоконравственной личности.

«Понятие нравственного воспитания»Нравственное воспитание – это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных

Слайд 6 «Подходы к организации нравственного воспитания (В.А. Сухомлинский»
Вопросами изучения нравственного воспитания

занимался, в частности, В.А. Сухомлинский. Им выделены следующие подходы к организации нравственного воспитания [3]:
1. Индивидуально-дифференцированный подход проявляется в признании неповторимости, самоценности, талантливости каждого ребенка. По мнению педагога, каждый от рождения наделен нравственной чистотой: Нет ни одного ребенка, который бы по самой своей природе был безнравственным.
2. Средовой подход, органично включенный в систему воспитания, способствует присвоению культуры своего народа и поступательному включению в систему ценностей таких категорий, как семья, нация, родина, Отечество. Он также восстанавливает связь поколений, возрождает уважение, почитание старших, преклонение перед их мудростью и опытом.

«Подходы к организации нравственного воспитания (В.А.

Слайд 7«Подходы к организации нравственного воспитания (В.А. Сухомлинский»
3. Деятельностный подход, основной в

советской педагогике, эффективен в воспитании нравственности: без «опыта добрых дел» невозможно стать гармоничной личностью, приобрести такие качества как совесть, ответственность, чувство долга.
4. Эмоционально-ценностный, чувственный подход предполагает создание специальных обстоятельств, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка.

«Подходы к организации нравственного воспитания (В.А. Сухомлинский»3. Деятельностный подход, основной в советской педагогике, эффективен в воспитании нравственности:

Слайд 8«Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности»
Нравственное воспитание - это:
- одна

из форм воспроизводства, наследования нравственности;
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Основой нравственного воспитания является мораль.
Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

«Нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности»Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;- целенаправленный

Слайд 9«Нравственное воспитание в дошкольном возрасте: задачи»
Рассмотрим методику нравственного воспитания на примере

дошкольного возраста. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении.
Выделяются задачи нравственного воспитания, которые должны реализовываться в дошкольном возрасте [5]:
1. Воспитание доброжелательного отношения к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать окружающих.

«Нравственное воспитание в дошкольном возрасте: задачи»Рассмотрим методику нравственного воспитания на примере дошкольного возраста. Нравственное воспитание дошкольников особенно

Слайд 10«Нравственное воспитание в дошкольном возрасте: задачи»
2. Развитие эмоциональной отзывчивости к взрослым

и детям: понимать отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть их проявление в мимике, жестах или интонации голоса (радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие). Правильно реагировать на эмоциональное состояние близких людей, сверстников.
3. Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, желание по побуждению или показу старших выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
4. Развитие стремления к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
5. Обогащение социальных представлений о людях – взрослых и детях, правилах отношений между взрослыми и детьми.

«Нравственное воспитание в дошкольном возрасте: задачи»2. Развитие эмоциональной отзывчивости к взрослым и детям: понимать отдельные ярко выраженные

Слайд 11«Средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте»

«Средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте»

Слайд 12«Средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
В теории дошкольной педагогики сформировались представления

об основных средствах воспитания, которые могут быть использованы в нравственном воспитании детей: игра, сказка и диалог. [4]

«Средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте»В теории дошкольной педагогики сформировались представления об основных средствах воспитания, которые могут

Слайд 13Игра - это такая символическая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения

между людьми. В играх ребенок символически моделирует определенную реальность, принимает на себя роль, пробует пережить различные человеческие страсти и чувства, ценности и смыслы жизни.
В играх детей проявляется их духовно-нравственная культура, поэтому можно проследить зарождение и эволюцию ценностно-смысловой картины мира в сюжетно-ролевых, дидактических, спортивных играх, играх-драматизациях и др. В игровых ситуациях апробируются те предпочтения, установки, интересы ребенка, которые станут ориентирами в его реальной жизни. [4]
В игровом мироощущении детей присутствуют истины, идеалы, правила, нормы. Н.В. Савенко пишет: «Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи» [6]. Автор доказала, что детская игра – это способ определения ребенком своего места в мире людей, специфически человеческая форма его развития. Игра создает культурное пространство, в котором ребенок самостоятельно определяет те ценностные ориентиры, проявляющиеся и в реальной жизни. Но прежде чем вступать в социокультурные взаимодействия, ребенок проигрывает различные ситуации в пространстве воображения, в пространстве игры, предоставляющей ему максимально возможную свободу.

Игра как средство нравственного воспитания в дошкольном возрасте»

Игра - это такая символическая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. В играх ребенок символически

Слайд 14«Сказка как средство нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
«Сказка как средство нравственного

воспитания в дошкольном возрасте»
Сказка – еще один мощный резерв приобщения ребенка к духовно- нравственной культуре человечества, это способ взаимодействия сознания и мира, являющийся единственно возможным для ребенка, впервые открывающим тайны мира. Мир «говорит» с ним на языке звезд, растений и животных, рек и гор, времен года и суток. Ребенок отвечает ему мечтами, фантазиями, танцами, перевоплощениями в играх. Для него мир постигаем и проницаем, потому что он чувствует, что мир «смотрит» на него и понимает. Возникает единый культурный язык общения с миром, тонкости которого ребенок черпает в сказках. Образы пространства и времени сказки предстают для него в знаках и символах, основных смысловых единицах картины мира. Создаваемые сказкой знаково-символические коды порождают систему общекультурных и этнокультурных образов, влияющих на последующее восприятие ребенком литературы, театра, живописи, жизненных реалий, самого себя и т.д. Сказки, как носители ментальности, позволяют ребенку идентифицировать себя со взрослым и присваивать базовые ценности любви, доброжелательности, смелости и т.д. [4]

«Сказка как средство нравственного воспитания в дошкольном возрасте» «Сказка как средство нравственного воспитания в дошкольном возрасте»Сказка –

Слайд 15«Диалог как средство нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
Диалог также выступает как

средство духовно-нравственного воспитания ребенка в связи с тем, что он представляет собой не только вопросно-ответную форму мышления, но и само реальное бытие культуры, ее сущность. В диалоге проявляются откровения, искренние, задушевные, ценностно-ориентированные мысли, идеи, основания и правила жизни. Характеристиками диалога являются: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание, подтверждение. В процессе диалога происходит взаимный обмен результатами деятельности, чувствами, идеями, что позволяет субъекту координировать свое поведение в социуме. Чем больше собеседующих идей, мыслей, тем более многограннее, целостнее рассматривается проблема. Диалогичность становится особым качеством культуры личности, обеспечивающим механизм саморазвития и способность воспринимать чужие аргументы, чужой опыт, соблюдать баланс, компромисс в коммуникациях. [4]
Таким образом, сказка отражает мир символикой, а игра – это определенный путь к постижению знаков и символов, формированию духовно-нравственных жизненных ориентиров в диалоге с самим собой, другими людьми и миром. Игра создает поле значений и позволяет усвоить систему отношений, отраженную в сказке. Сказка, игра, фантазия и диалог создают некоторую сферу психической реальности, в которую погружается ребенок. 

«Диалог как средство нравственного воспитания в дошкольном возрасте» Диалог также выступает как средство духовно-нравственного воспитания ребенка в

Слайд 16«Методы и средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
Мощный воспитательный метод нравственного

воспитания – это пример. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей, дети овладевают социальным и нравственным опытом. Ребенок подражает тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию вызывают люди смелые, волевые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. [5]
Убеждение рассматривается в советской педагогике как метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе. Метод убеждения реализуется в разных формах: разъяснение, внушение, этическая беседа, рассказы, лекции и диспуты на этические темы, использование положительного примера и т. д. [2]
Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже в процессе формирования у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает детям правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, а также необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делать и как нужно поступать. [2]
Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению. Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. [2]
Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты. Этическая беседа — это беседа на моральные темы. Функция ее — моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. [2]
«Методы и средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте» Мощный воспитательный метод нравственного воспитания – это пример. Он

Слайд 17«Методы и средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
Также нравственное воспитание детей

дошкольного возраста осуществляется через накопление ребенком социального опыта и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Дошкольники знакомятся с правилами культуры поведения и общения в детском саду: обращаться к воспитателю по имени и отчеству, на «вы», здороваться, прощаться, использовать вежливые обороты речи. Дети упражняются в выполнении правил культуры поведения путем участия в практических ситуациях, (встречаем гостя, обращаемся с просьбой, предлагаем свою помощь), в игровых ситуациях, имитирующих разные жизненные обстоятельства, в театральных инсценировках, демонстрирующих детям формы культурного поведения, в оказании практической помощи и т.д. [5]
Воспитатель поощряет самостоятельность детей в выполнении знакомых правил общения со взрослыми и сверстниками в привычной обстановке. Предварительно напоминает правила и показывает пример культурного поведения в новой обстановке. Приучает говорить со старшими в доброжелательном тоне, учитывать их настроение, приветливо отвечать на вопросы, в свою очередь задавать вопросы, рассказывать о событиях в детском саду. Педагог побуждает детей выполнять правила культурного поведения в среде сверстников: обращаться друг к другу по имени, избегать грубого тона, быть приветливыми и т.д. Развивает доброжелательность и т.д. Таким образом, роль педагога в нравственном воспитании в дошкольном возрасте крайне значима. Рассмотрим более подробно его вклад.

«Методы и средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте» Также нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через накопление

Слайд 18«Механизм нравственного становления личности»
Механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного

качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

«Механизм нравственного становления личности»Механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно.

Слайд 20«Роль педагога в нравственном воспитании в дошкольном возрасте»
В повседневной педагогической практике

воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными.
Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения – более прочно и естественно, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено на воспитании у детей потребности в оказании естественной взаимопомощи, в формировании волевых качеств, и накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения. [5]

«Роль педагога в нравственном воспитании в дошкольном возрасте»В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства

Слайд 21«Выводы»
Таким образом, мы рассмотрели методику нравственного воспитания на примере дошкольного возраста.

Были выделены основные методы, задачи, условия организации нравственного воспитания. Многие из них являются универсальными, т.е. могут быть перенесены на другие возрастные периоды.

«Выводы» Таким образом, мы рассмотрели методику нравственного воспитания на примере дошкольного возраста. Были выделены основные методы, задачи,

Слайд 23«Список использованных источников»
1. Гасанов, Н.Н. О нравственном и правовом воспитании /

Н.Н. Гасанов, Ю.Х. Даибов, М.Д. Магаррамов // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 3. – С. 188-204.
2. Дошкольная педагогика : учебное пособие / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд., исправ. и доп. – М. : Просвещение, 1988 - 269 с.
3. Кудашова, Е.Е. О нравственном воспитании и идеях В.А. Сухомлинского / Е.Е. Кудашова // Педагогическое образование на Алтае. – 2013. – № 2. – С. 70-73.
4. Куликовская, И.Э. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника / И.Э. Куликовская // Современные научные исследования. – 2011. –№ 2 (2).
5. Лазько, Н.В. Роль педагога в нравственном воспитании детей старшего школьного возраста / Н.В. Лазько // Психология и педагогика. – 2013. – № 30. – С. 186-196.
6. Савенко, Н.В. Игра в субкультуре детства : дисс. … к.ф.н. / Н.В. Савенко. – Р-н/Д, 2004. – 154 с.

«Список использованных источников» 1. Гасанов, Н.Н. О нравственном и правовом воспитании / Н.Н. Гасанов, Ю.Х. Даибов, М.Д.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть