Слайд 1« ВИДЫ ЗАДАЧ».
Математика
1 – 4.
Методическое пособие для учителя и ученика.
Слайд 2Данное пособие является новым современным помощником в помощь учителю для успешного
обучения обучающихся решению простых и составных задач в 1 – 4 классах.
Простые задачи на разностное сравнение.
= На сколько больше?
= На сколько меньше?
Чтобы ответить на любой из этих
вопросов, то есть сравнить два
числа, нужно выполнить вычитание:
из большего числа нужно вычесть
меньшее число.
Слайд 3ЗАДАЧА.
На берегу речки сидели и ловили рыбу
3 больших кота и 2
маленьких котенка.
На сколько больше больших котят,
чем маленьких?
На сколько меньше маленьких котят,
чем больших?
РЕШЕНИЕ.
3 – 2 = 1(к)
Ответ: на 1 котенка меньше,
на 1 кошку больше.
Слайд 4ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ.
ЗАДАЧА.
В первом бидоне 15 литров
молока, а во втором –
на 4 литра меньше. Сколько
литров молока во втором
бидоне?
РЕШЕНИЕ.
15 – 4 = 11(л.)
Ответ: 11 литров молока
во 2 бидоне.
Слайд 5Простые задачи на нахождение суммы.
ЗАДАЧА.
На лужайке паслись 4 гуся и столько же индеек.
Сколько всего птиц паслось на лужайке?
РЕШЕНИЕ.
4 + 4 = 8 (п.)
Ответ: 8 птиц паслось на лужайке.
Краткая запись:
О О О О ( О О О О
? или
О О О О О О О О )
Слайд 6ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА.
Крот накопал 14мешков картофеля.
8 мешков с картофелем он отдал своему другу. Сколько мешков с картофелем у него осталось?
РЕШЕНИЕ
14 – 8 = 6(м.)
Ответ: 6 мешков с картофелем у него осталось.
Слайд 7ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ УМЕНЬШАЕМОГО.
ЗАДАЧА.
В аквариуме было несколько
рыбок.
Когда кот выловил 4 рыбки, в аквариуме осталось 13 рыбок.
Сколько рыбок было в аквариуме сначала?
Решение.
4 + 13 = 17(р.)
Ответ: 17 рыбок.
Краткая запись:
В – 4 р.
Ост. – 13р.
Было сначала -?
Слайд 8ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВЫЧИТАЕМОГО.
ЗАДАЧА.
На тарелке
лежали 35 кексов.
Когда туда еще положили несколько кексов, то их стало 43 штуки.
Сколько штук кексов положили на тарелку еще ?
Краткая запись:
Было – 35 шт.
Положили - ?
Стало – 43 шт.
Решение:
43 – 35 = 8 (шт.)
Ответ: 8 штук кексов положили еще.
Слайд 9ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ НА УМНОЖЕНИЕ.
Задача.
В одном инкубаторе вывелось 10 цыплят.
Сколько
цыплят вывелось в 7 таких инкубаторах?
Поскольку одно и то же число 10 повторяется 7 раз, то задача решается умножением.
10 х 7 = 70 (ц)
Ответ: 70 цыплят.
Слайд 10ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ НА ДЕЛЕНИЕ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ.
ЗАДАЧА.
30 писем нудно разнести почтальону до адресатов
по 3 письма в каждый дом.
Сколько адресатов получат письма?
Поскольку каждому адресату должно быть доставлено равное количество писем, то эта задача решается делением.
РЕШЕНИЕ:
30 : 3 = 10 (а.)
Ответ: 10 адресатов получат по 3 письма.
Слайд 11Простые задачи на деление по содержанию.
ЗАДАЧА.
В классе 28 парт. Все парты расставлены в 4 ряда так,
что в каждом ряду оказалось одинаковое количество
парт. Сколько парт в каждом ряду?
Решение:
28 : 4 = 7(п.) О О О О О О О
Ответ : 7 парт. О О О О О О О
О О О О О О О
О О О О О О О
Слайд 12СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ.
Составными называются задачи, в которых нет достаточного количества
данных, чтобы сразу ответить на вопрос задачи. Эти задачи состоят из двух или более действий. Составные задачи можно решать по действиям и выражениями.
Если задача решается по действиям, то в каждом действии, кроме последнего, нужно написать пояснение: что находили в этом действии. Тогда ответ будет полным.
Если пояснения пишутся во всех действиях, то ответ будет кратким.
Слайд 13СОСТАВНАЯ ЗАДАЧА НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ.
Задача.
В овощной магазин привезли 3 ящика с яблоками, по 10 кг в каждом, а груш – на 15 кг больше. Сколько всего кг фруктов привезли в овощной магазин?
? Я. – 3 ящ. 10 кг
? Гр. – на 15 кг больше, чем ябл. } ? ( )
Чтобы ответить на главный вопрос задачи, нужно знать, сколько кг яблок и сколько кг груш привезли в магазин. Это можно узнать, выполнив два действия.
10 х 3 = 30 (кг) - яблок привезли.
30 + 15 = 45 (кг) – груш привезли.
Теперь ответим на главный вопрос задачи:
30 + 45 = 75 (кг)
10 х 3 + (10 х 3 + 15) = 75 (кг)
Ответ: в магазин привезли 75 кг фруктов.
Слайд 14Составная задача на нахождение остатка.
ЗАДАЧА.
Мама испекла 10 блинчиков с мясом
и 6 блинчиков с творогом,
5 блинчиков съели за ужином.
Сколько блинчиков осталось?
Решение:
1)10 + 6= 16 (б.) – всего.
2) 16 - 5 = 11(б.) – осталось.
Выражение:
10 + 6 – 5 = 11(б.)
Ответ: осталось блинчиков 11.
Слайд 15Составная задача на нахождение третьего слагаемого.
Задача.
В магазин
привезли 260 литров молока.
В первый день продали 87 литров молока,
во второй день- 102 литра, а остальное молоко
продали в третий день. Сколько литров молока
продали в 3 день?
1). 87 + 102 = 189 (л.) молока продали
За два дня.
2). 260 – 189 = 71 (л). – продали за 3 день.
выражение:
260 – ( 87 + 102) – 71 (л).
Ответ : в третий день продали
71 литр молока.
Слайд 16Составная задача на нахождение слагаемого и вычитаемого.
Задача.
Света, Лена и Галя читали книги.
Света прочитала 18 страниц. Лена – 16 страниц., а
Галя на 10 страниц меньше, чем Света и Лена вместе.
Сколько станиц из книги прочитала Галя?
Св. – 18 стр.
} ?
Л. – 16 стр.
Г. - ? На 10 стр. меньше, чем девочки вместе
Решение:
18 + 16 = 34 (стр.) – прочитали Света и Лена вместе
2) 34 – 10 – 24(стр.)
Ответ: 24 страницы прочитала Галя.
Слайд 17Задачи с косвенными вопросами на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц.
ЗАДАЧА.
На столе стояло 8 белых кружек, их на 3 больше, чем зеленых.
Сколько зеленых кружек стояло на столе?
РЕШЕНИЕ.
Если белых чашек больше, то зеленых меньше.
8 - 3 = 5(к.)
Ответ: на столе стояло 5 зеленых кружек.
Слайд 18ЗАДАЧИ С КОСВЕННЫМИ ВОПРОСАМИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО
РАЗ.
задача.
Мама сварила 15 литров малинового варенья.
Это в 2 раза меньше, чем сварила бабушка.
Сколько литров малинового варенья сварила бабушка?
Если мама сварила в 2 раза меньше, то бабушка сварила варенья в 2 раза больше. Задачу нужно решать умножением..
Решение:
15 х 2 = 30 (л.)
Ответ : 30 литров варенья сварила бабушка.
Слайд 19Простые задачи на краткое сравнение.
ЗАДАЧА.
Урок продолжается 40 минут, а перемена 10 минут.
Во сколько раз урок длиннее перемены?
Если в задаче встречается вопрос «Во сколько раз больше?» или «Во сколько раз меньше?»,
То на любой из этих вопросов нужно отвечать, выполняя деление.
РЕШЕНИЕ:
!). 40 : 10 = 4 (Р.)
Ответ: урок длиннее перемены в 4 раза.
Слайд 20СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ.
ЗАДАЧА.
В классе 15 мальчиков., а девочек на 4
больше. Сколько всего учеников в классе?
Краткая запись:
М. – 15,
? Д. – на 4 больше, чем мальчиков. }? всего
Решение:
15 + 4 = 19 (д.) – в классе.
19 + 15 = 34 (уч.)
Ответ: 34 ученика всего в классе
Выражение:
15 + 4 + 15 = 34 (уч.)
Слайд 21Составные задачи на краткое сравнение.
ЗАДАЧА.
Для консервирования мама купила 9 кг помидоров, по 20 рублей за
килограмм, и столько же огурцов, по 10 рублей за килограмм. Во
сколько раз больше мама заплатила больше за помидоры, чем за
огурцы?
1). 20 х 9 = 180 (р.) – стоят помидоры;
2) 10 х 9 = 90 (р.) – стоят огурцы;
3) 180 : 90 = 2(раза)
20 х 9 : ( 10 х 9) = 2 (р)
Ответ: мама заплатила за помидоры в 2 раза больше, чем за
огурцы.
Слайд 22Составные задачи на разностное сравнение.
ЗАДАЧА.
К чаю мама
подала 10 пирожных, конфет на 15 больше, чем
пирожных, а вафель на 4 меньше, чем конфет. На сколько больше
вафель, чем пирожных, подала к чаю мама?
Краткая запись: Решение:
П. – 10 шт. 1).10 + 15 = 25(шт.) – конфеты;
? К. - - на 15 шт. б., чем П. 2).25 + 4 = 29 (шт.) – вафли;
? В. – на 4 шт. б., чем К. 3) 29 – 10 = 19 (шт.)
На сколько В. Б., чем П.? Ответ: на 19 штук вафель к чаю мама подала больше, чем пирожных
Слайд 23 ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ.
Задача.
Отрезок АВ равен 3см, а отрезок СД в 2 раза длиннее. Узнай длину
отрезка СД и начерти эти отрезки.
( Если в задаче употребляется выражение «в …раз(а) больше», то она решается умножением.)
А В
С Д
3 х 2 = 6 (см)
Ответ: длина отрезка СД 6см.
Слайд 24Составные задачи на деление на равные части.
Задача.
В день рождения мамы папа подарил ей 21 гвоздику, а сын – 7
гвоздик. Все цветы поставили в вазы, по 7 гвоздик в каждую.
Сколько ваз занято цветами?
РЕШЕНИЕ:
!1). 21 + 7 = 28 (гв.) - всего.
2). 28 : 7 = 4 (в.)
Ответ: 4 вазы занято цветами.
Выражение:
( 21 + 7) : 7 = 4 (в.)
Слайд 25Составные задачи на деление по содержание.
Задача.
Издательство напечатало 100000
экземпляров нового учебника
математики. 7250 экземпляров отправили в школы, а остальные
учебники – в 5 книжных магазинов поровну. Сколько учебников
получил каждый магазин?
Всего – 10000 уч. РЕШЕНИЕ:
Шк. – 7250 уч. 1). 10000 – 7250 = 2750 (уч.)- отпр.
? Ост. – в 5 маг. По ? уч. в маг.
2). 2750 : 5 = 550 (уч.)
( 10000 – 7250) : 5 = 550 (уч.)
ОТВЕТ: 550 учебников получил каждый магазин.
Слайд 26Задачи в косвенной форме на увеличение и уменьшение числа в несколько
раз.
Задача.
У Сережи есть 3 рубля. Это в три раза меньше, чем стоит ручка.
Сколько рублей стоит ручка?
Если у Сережи денег в три раза меньше, то ручка стоит в 3 раза больше. Чтобы узнать цену ручки, нужно выполнить умножение.
3 х 3 = 9 (р)
Ответ: ручка стоит 9 рублей.
Бабушке 63 года. Она в 7 раз старше внучки. Сколько лет
внучке?
63 : 7 = 9(л.) Ответ: 9 лет внучке.
Слайд 27Задачи на приведение к единице.
Задача1.
В трех
коробках 18 цветных карандашей. Сколько цветных
карандашей в 6 таких коробках?
1 способ:
1). 6 : 3 = 2 (р.) – во столько раз коробок больше.
2).18 х 2 = 36(к.)
Ответ 36 цветных карандашей в 6 коробках.
2 способ
18 : 3 = 6 (к.) – в одной коробке.
2). 6 х 6 = 36 (к.)
Ответ : 36 цв. карандашей в 6 коробках.
Слайд 28Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.
Задача
1.
С огорода собрали урожай огурцов: 5 корзин по 12 кг огурцов в
каждой, 28 кг огурцов замариновали а остальные оставили для
маринования. Сколько кг огурцов замаринуют?
? Собрали – 5 корз. по 12 кг Для ответа на главный вопрос
Засолили - 28 кг задачи нужно знать, сколько кг
Замариновали -? огурцов собрали.
12 х 5 = 60 (кг) – собрали.
2) 60 – 28 = 32 (кг)
12 х 5 – 28 = 32(кг)
Ответ : замаринуют 32 кг огурцов.
Задача 2.
Для украшения зала купили 45 воздушных шаров. Из 27 шариков
сделали гирлянду, а остальные раздали ученикам, по 3 шарика
каждому. Сколько ребят в зале держали воздушные шарики?
Купили – 45 шт.
Гирлянда – 27 шт.
Раздали - ? уч. по 3 шт.
1).45 – 27 = 18(ш) – раздали ученикам
2) 18 : 3 = 6 (уч.)
Выражение :
( 45 – 27) :3 = 6 (уч.)
Ответ: 6 учеников держали шарики.
Задача 3.
Когда мама дала по 2 конфеты двум своим сыновьям, то в пакете осталось еще 8 конфет. Сколько конфет было в пакете?
Было - ?
? Дала – 2 сын. по 2 конф.
Осталось – 8 конф.
2 х 2 = 4(к.) - отдала мама сыновьям
2). 4 + 8 = 12 (к.)
8 + 2 х 2 = 12(к.)
Ответ : в пакете было 12 конфет.
Слайд 31Составные задачи на разностное и краткое сравнение.
Задача 1. Задача 2.
В одной книге 98 страниц, а в другой В автомагазине продаются 12 комп -
– в 3 раза больше. На сколько лектов шин, по 5 шин в каждом
страниц во второй книге больше, комплекте. 30 шин продали.
чем в первой? Во сколько раз меньше продано шин
1). 98 х 3 = 294 (стр.) – во второй книге чем их было в магазине?
2) 294 – 98 = 196 (стр.) 1). 5 х 12 = 60 (ш.) - всего
Выражение: 2) 60 – 30 = 30 (ш.) - осталось.
98 х 3 – 98 = 196 (стр.) 3).60 :30 = 2 (р.)
Ответ: во второй книге на 196 страниц Выражение:
больше, чем в первой. 60 : ( 5 х 12 – 30) = 2 (р.)
Ответ: шин продано в 2 раза
меньше, чем их было в магазине.
Слайд 32Задачи на нахождение суммы двух произведений.
Задача 1.
На кондитерской фабрике упаковывали конфеты.
Упаковали 60 маленьких коробок конфет, по 12 конфет
в каждой коробке, и 35 больших коробок конфет, по 24
конфеты в коробке. Сколько всего конфет упаковали?
? Мал. – 60 кор. по 12 конф. } ?
? Больш. – 35 кор. по 24 конф.} ?
Для решения этой задачи нужно знать, сколько
конфет во всех маленьких и во всех больших коробках
1). 12 х 60 = 720 ( конф.) - в мал. кор.
2) 24 х 35 = 840 ( конф.) – в больш. кор.
3) 720 + 840 = 1560 (конф.)
12 х 60 + 24 х 35 = 1560 (конф.)
Ответ : упаковали 1560 конфет.
.
новому году первоклассники украшали елку. 12 девочек
повесили по 3 игрушки, и столько же мальчиков - по 4 игрушки.
Сколько всего игрушек повесили первоклассники?
? Д. – 12 по 3 игр.} ? Эта задача имеет 2 способа
? М. – 12 по 4 игр.} ? решения.
1 способ.
Сколько игрушек повесили на елку один мальчик и одна
девочка? 1) 3 + 4 = 7 (игр.)
2) Сколько всего игрушек повесили на елку девочки и мальчики?
2) 7 х 12 = 84 (игр.)
2 способ.
Сколько игрушек повесили на елку все девочки?
1) 3 х 12 = 36 (игр.)
2) Сколько игрушек повесили на елку все мальчики?
2) 4 х 12 = 48 (игр.)
3) Сколько всего игрушек повесили дети на елку?
3) 36 + 48 = 84 (игр.)
Ответ: 84 игрушки.
Слайд 34Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Задача.
Отрезок АВ длиной 24см разделили на 3 части. Длина первой
части 8см, длина второй части 13см. Найди длину третьей части.
1 способ:
24 – 8 – 13 = 3 (см)
Ответ : 3см
2 способ:
1). 8 + 13 = 21 (см) – длина первой и второй части
2) 24 – 21 = 3(см) – длина третьей части.
Ответ: 3см.
Слайд 35Составные задачи на деление суммы на число.
ЗАДАЧА.
С одной грядки собрали 12 кг помидоров, а с другой – на 6 кг
больше. Помидоры разложили в банки, по 2 кг в каждую,
законсервировали. Сколько банок помидоров законсервировали?
Эта задача имеет 2 способа решения.
1 способ.
1.12 +6 = 18кг – собрали со 2 грядки. 12 : 2 + (12+ 6) :2 = 15 (б)
2. 12: 2 = 6(б) – с 1 грядки
3. 18 : 2 = 9 (б) – со 2 грядки
4).6+9=15(б) Ответ: получилось 15 банок консервированных помидор.
2 способ.
1) 12 + 6 = 18 (кг) – со второй грядки.
2).12 + 18 = 30 (кг) – с двух грядок.
3) 30 : 2 = 15 (Б)
Ответ: 15 банок.
Слайд 36Простые задачи с понятием «цена», «количество», «стоимость».
Понятия «Цена, количество и стоимость»
связаны между собой.
Цена – количество денег, которые нужно заплатить за 1 предмет.
Например: цена 1 ручки 4 рубля.
Количество показывает, сколько предметов куплено.
Стоимость – количество денег, затраченных на всю покупку.
Например:
Цена 1 тетради – 2 рубля.
Цена 1 ручки – 4 рубля.
Куплено 2 тетради и 3 ручки. Стоимость покупки 16 рублей.
Задача.
1килограмм конфет стоит 150 рублей. Мама купила 2 кг конфет. Сколько стоит вся покупка.
( см далее)
Слайд 37Чтобы узнать стоимость покупки, нужно цену умножить на количество купленных кг.
150
х 2 = 300(р.)
Ответ: вся покупка стоит 30 рублей.
ЗАДАЧА 2.
За 4 пакета молока бабушка заплатила 36 рублей.
Сколько стоит 1 пакет молока?
Чтобы узнать цену 1 пакета молока, нужно стоимость покупки
разделить на количество пакетов.
36 : 4 = 9 (руб.)
Ответ : один пакет молока стоит 9 рублей.
Слайд 39Задача 3
У Валеры 80 рублей. Сколько пакетов сока он купит,
если цена 1 пакета сока 20 рублей?
Чтобы узнать количество пакетов сока, нужно стоимость разделить на цену.
: 20 = 4 (п.)
Ответ : 4 пакета сока купит Валера.
Слайд 40Составные задачи с понятиями «цена», «количество», «стоимость».
Задача 1.
Наташа купила в аптеке сироп от кашля за 35 рублей и 5
пластырей, заплатив за них в аптеке 45 рублей. На сколько
рублей сироп дороже пластыря?
45 : 5 = 9(р.) – стоит 1 пластырь.
2). 35 – 9 = 26(р.)
35 – 45 : 9 = 26(р.)
Ответ: сироп дороже пластыря на 26 рублей.
2.
Для украшения новогодней елки купили 3 коробки елочных игрушек, по 25
рублей каждая, и столько же гирлянд, по 18 рублей каждая. Сколько
рублей стоила вся покупка?
1 способ.
3 х 25 = 75 (р.) – стоят игрушки.
2) 3 х 18 = 54 (р). – стоят гирлянды.
3) 3 х 25 + 3 х 18 = 129(р.) – стоит вся покупка.
Ответ: 129 рублей.
2 способ.
29 + 18 = 43 (р.) – стоят 1 коробка игрушек и 1 гирлянда вместе.
3 х 43 = 129 (р.)
Ответ: 129 рублей стоит вся покупка.
Слайд 42Задачи на нахождение неизвестного множителя и произведения.
20 х 5 – 100(кг)
- масса 5 коробок печенья.
2) 100 : 50 = 2 (кг).
Ответ : в одном пакете 2 кг печенья.
Слайд 44Задачи с понятием «Время».
ЗАДАЧИ С ПОНЯТИЕМ «ВРЕМЯ».
Решение задач с понятием «время» связано со знанием основных временных промежутков.
1 нед. = 7 дн.
2 нед. = 14 дн.
30 + 14 + 3 = 47 (дн.) Ответ : Настя провела в деревне 47 дней.
Слайд 45Составные задачи на деление суммы и произведения на число.
Задача 1.
С одного куста черной смородины собрали 18 кг ягод, а с другого – в 2
раза больше. Всю смородину разложили в корзинки, по 3 кг в каждую.
Сколько корзинок потребовалось?
1 – 18 кг 1). 18 х 2 = 36 (кг) – со 2 куста.
? 2 – в 2 раза больше 2). 36 + 18 = 54 (кг) – с двух кустов.
Всего - ? корз. по 3 кг. 3). 54 : 3 = 18 (корз.)
Ответ: 18 корзин потребовалось.
(18 х 2 + 18) : 3 = 18 (корз.)
Слайд 46
Задача 2.
В первом
наборе 12 конфет, а во втором – в 3 раза больше. Сколько
ребят можно угостить конфетами из второго набора, если каждому дать по
2 конфеты?
1). 12 х 3 = 36 (к.) – во втором наборе.
2). 36 : 2 = 18( р,)
12 х 3 : 2 = 18(р)
Ответ : можно угостить 18 ребят
Слайд 48Задачи, решаемые уравнением.
Некоторые задачи удобно решать, составив уравнение.
Слайд 49Задачи на движение.
Задачи на движение – это задачи с понятием
«скорость», « время»,
«расстояние».
Слайд 52Задачи на движение в одном направлении.
задача 1.
Парусная лодка за 3 часа проплыла 90 км. Затем
она уменьшила скорость на 5 км в час и остальное
расстояние проплыла за 2 часа. Сколько всего
километров проплыла парусная лодка?
1). 90 : 3 = 30 (км|ч) –первая скорость лодки.
2). 30 – 5 = 25 (км|ч) – вторая скорость лодки.
3) 25 х 2 = 50 (км) – второе расстояние.
4) 90 + 50 = 140 (км)
90 + ( 90 : 3 – 5) = 140 (км)
Ответ: парусная лодка проплыла 140 км.
Слайд 53
Задача 2.
Туристы до
привала шли 5 часов. Со скоростью 10 км в час, а
после привала они были в пути 3 часа. С какой скоростью
двигались туристы после привала, если всего они прошли 74 км?
10 х 5 = 50(км) – прошли до привала.
74 – 50 = 24 (км) – осталось пройти.
3). 24 : 3 = 8 (км/ ч) – скорость туристов после привала.
( 74 – 10 х 5 ) : 3 = 8 (км/ч)
Ответ: скорость туристов после привала 8 километров в час.
Слайд 54
Задача 3.
Турист проехал автостопом 25 км, а затем прошел пешком расстояние
в 5
раз меньше того, что проехал автостопом. Сколько бы времени
потребовалось туристу, чтобы пройти весь путь со скоростью 10 км в час?
25 : 5 = 5 (км) – прошел пешком.
25 + 5 = 30 (км) – весь путь
30 : 10 = 3 (ч).
( 25 + 25 : 5 ) : 10 = 3(ч)
Ответ: туристу потребовалось бы 3 часа.
Слайд 55Задачи на движение в разных направлениях.
1 способ решения :
Расстояние между точками В и С складывается из двух расстояний: АВ и АС.
Поэтому, сначала узнаем, какое расстояние проехал первый поезд.
1). 60 х 5 = 300 (км) – проехал первый поезд.
2). 80 х 5 = 400 (км) – проехал второй поезд.
300 + 400 = 700 (км) – расстояние между городами В и С.
Ответ: 700 км – расстояние между городами В и С.
2 способ решения:
Этот способ решения основан на понятии «скорость удаления».
Поскольку поезда движутся в разных направлениях, то они
удаляются друг от друга. Сначала узнаем, на сколько км поезда удаляются на 1 час.
1). 60 + 80 = 140 (км/ч) – скорость удаления.
2). 140 х 5 = 700(км) – расстояние между городами В и С.
Ответ: 700 км.
Слайд 61Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.
Слайд 63Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур.
Периметр геометрической фигуры –
это сумма длин его сторон.
Для удобства вычислений периметра фигур пользуются формулами:
Р пр. = ( а + в) х 2
Р кв. а х 4 – у квадрата все стороны равны
Р тр. а +в + с
Слайд 64Задача.
Начертите прямоугольник АВСД со сторонами 4см и 6 см и найдите
его периметр.
Решение:
(4 + 6) х 2 = 20(см)
Ответ периметр прямоугольника равен 20см.
а = 4 см.
Ответ : сторона квадрата АВСД 4 см.
Слайд 66Задачи на нахождение площади и сторон геометрических фигур.
Для удобства вычисления площади
фигур пользуются формулами:
Sкв. = а х а ПЛОЩАДЬ ИЗМЕРЯЕТСЯ В КВАДРАТНЫХ ЕДИНИЦАХ.
Sпр. = а х в
Задача.
Стороны прямоугольника 4см и 5см. Найди его площадь.
Sпр. = а х в
Sпр. = 4 х 5 = 20кв.см. Ответ: площадь прямоугольника 20кв.см.
Задача.
Площадь прямоугольника равна 800кв.см, его длина 40м. Узнай ширину этого участка.
800 = 40 х В = 800 : 40 = 20(м).
Ответ: ширина участка 20 метров.
Слайд 67Задача.
Стороны прямоугольника 8см и 2см. Начерти квадрат с такой же площадью.
Sпр.
= а х в
Sпр. = 8 х 2;
Sпр. =16кв.см
Sпр. = Sкв.
Sкв. = а х а
16 = 4 х 4
Ответ: сторона квадрата 4см.
Слайд 68Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
ЗАДАЧА.
Два поезда шли с одинаковой скоростью. Первый был в пути 9 часов, а второй 6 часов. Первый поезд прошел на 210 км больше, чем второй. Сколько км прошел каждый поезд?
Почему первый поезд прошел на 210 км больше, чем второй, если они ехали с одинаковой скоростью? Потому что первый поезд был в пути дольше.
1). 9 – 6 = 3 (ч) – на столько часов первый поезд был в пути дольше
210 км первый поезд прошел за эти 3 часа.
2). 210 : 3 = 70(км в ч) - скорость движения обоих поездов.
3). 70 х 9 = 630 (км) – проехал 1 поезд
4). 70 х 6 = 420 (км) – проехал второй поезд
Расстояние, пройденное вторым поездом, можно вычислить и другим способом.
630 – 210 = 420 (км)
Ответ: первый поезд прошел 630км, второй поезд прошел 420км.
Слайд 69
Уважаемые коллеги!
Данное пособие поможет
учащимся
самостоятельно или под вашим
контролем научиться выбирать верный
способ решения задач в 1 – 4 классах.