Слайд 1Димитровград, 2018
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №52 «Росинка»
Холост Татьяна Павловна
Метод
наблюдения
Слайд 2Наблюдение —
описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдение
-
организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Слайд 3Наблюдение применяется
тогда, когда либо невозможно,
либо непозволительно
вмешиваться
в естественное
течение
процесса.
Слайд 4Предмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения.
Слайд 5Объекты наблюдения
Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
Невербальное
поведение - экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
Перемещения людей - дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).
Слайд 6Наблюдение применяется
там, где вмешательство
Экспериментатора нарушит
процесс
взаимодествия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Слайд 7Главные особенности метода
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность
(эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность
(порой
невозможность)
повторного
наблюдения.
Слайд 8Виды наблюдения
осознанным и неосознанном;
внешним и внутренним;
сплошным и выборочным;
систематическим и
несистематическими.
Слайд 9Наблюдение может быть разным
Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,
Явным и скрытым,
Непосредственным
и опосредованным,
Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,
Прямым и косвенным,
Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).
Слайд 10 В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на
изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.
Слайд 11Преимущества метода наблюдения
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет
одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
Слайд 12Недостатки метода наблюдения
Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять
настроение наблюдателя,
социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
предубеждение наблюдателя,
комплексность наблюдаемых ситуаций,
эффект первого впечатления,
усталость наблюдателя и наблюдаемого,
ошибки в оценках,
«гало-эффект»,
«эффект снисходительности»,
ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
ошибки моделирования,
ошибка контрастности.
Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
Сложность соблюдения операциональной валидности.
Слайд 13 Результаты наблюдений, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение
ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).
Слайд 14Требования метода наблюдения :
Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных
объектов и этапов наблюдения.
Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Слайд 15Этапы исследования методом наблюдения
Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
Выбор способа наблюдения и
регистрации данных.
Создание плана наблюдения.
Выбор метода обработки результатов.
Собственно наблюдение.
Обработка и интерпретация полученной информации.
Слайд 16Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством
приборов
наблюдения
и фиксации его
результатов.
В их число входит
аудио-,
фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Слайд 17Наблюдение противопоставляется
эксперименту
Это противопоставление основано на двух положениях:
Непосредственность –
наблюдатель
фиксирует
в
протоколе
то, что видит.
Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет
окружающую реальность.
Слайд 18Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической
ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает
проведение
наблюдений при
условии соблюдения
Определённых
правил и принятия определённых мер предосторожности.
Слайд 19Примеры
Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников
не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
Психологи должны делать всё
возможное, чтобы избежать
причинения вреда участникам
исследования, а в случае
невозможности его избежание
— снизить предполагаемый ущерб.
Психологи должны свести к
минимуму вторжение в личную
жизнь.
Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.