Слайд 1Мастер класс
«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в
начальной школе»
Выполнила
учитель начальных классов
Сергеева В.М..
Слайд 2УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Слайд 3Аннотация
Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых
компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах
Слайд 4Виды УУД
Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация)
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем)
Коммуникативные (Общение и взаимодействие, работа в группе)
Слайд 6Типовые задания для формирования регулятивных УУД (целеполагание)
Тема урока: «Имя прилагательное как
часть речи».
Задания:
1.Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны?
2.У имени прилагательного есть и другие признаки. Проведите самостоятельное наблюдение над параграфом и найдите эти признаки.
3.Прочитайте текст, составьте его план, перескажите по плану.
4.Сделайте вывод, соотнесите его с определением учебника.
Слайд 7Типовые задания для формирования регулятивных УУД (контроль)
Задание: списать с карточки текст,
вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы. Проверить себя по карточке контроля, поставить оценку, составить список тем, которые вызывают затруднения.
Слайд 8Типовые задания для формирования регулятивных УУД (коррекция)
Задание: Перепишите с доски слова,
расставьте ударение, проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Слайд 9Задания, направленные на формирование регулятивных УУД.
На доске заглавные буквы: Р Н
А К Т
- Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)
- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?
(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя. Какой вид регулятивных уудмы формируем при выполнении данного задания? (Осуществление учебных действий, коррекция, самоконтроль)
Слайд 10Задания, направленные на формирование регулятивных УУД
Подчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь
свою работу с образцом на доске
чайка, цапля, дочка, жизнь
-Какой вид УУД? (Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)
Слайд 11Задания, направленные на формирование регулятивных УУД.
-Найдите и выпишите слова среди напечатанных
без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.
ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)
МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)
-Какой вид УУД формируем? (Умение контроля и коррекции)
Слайд 13Задания, направленные на формирование познавательных УУД.
Горе, нагорный, горевать.
Вода, водяной, водить.
Переносить, переносица,
носовой.
Речонка, речь, заречье.
Морской, морить, моряк.
Работа в паре
Выберите каждый свой вариант выполнения задания
Варианты заданий: для трёх групп
1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень.
2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов.
3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфем
Слайд 14Задания, направленные на формирование познавательных УУД.
Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите
несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию орфограмм; по количеству слогов.
Слайд 15Задания, направленные на формирование познавательные УУД
В уроки русского языка необходимо включать
проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. Пример.
Дается цепочка слов:
Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва.
1. Можно ли эти слова объединить в две группы?
2. Если можно, то по какому принципу?
3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?
3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы
а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?
4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?
Слайд 16Задания, направленные на формирование познавательные УУД
Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите
несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам (существительные общего рода, мужского и женского); по наличию орфограмм; по количеству слогов.
Слайд 17Задания, направленные на формирование познавательные УУД
Составь слово”. “Составь слово”. Упражнение используется на
этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
Слайд 19Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Игра в слова. Дети работают в паре.
Задание
1.Используя буквы о, п, р. с. т, составь разные слова из 3 букв; 4 букв; 5 букв. Например: с о р т.
Задание 2. Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй — с мягкой согласной и потом проверяют работу друг друга. Мыл-мял, нос-нёс, кот-кит
Слайд 20Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий
“Развиваем логику” По определению назови слово:
хрустящий, зелёный,
пупырчатый;
маленькая, пугливая, компьютерная;
интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
Слайд 21Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Задание 3. Раздели текст на предложения.
Стоит жара Игорь и
Саша бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег
- Какие УУД? ( Умение находить части в целом)
Задание 4.
Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.
ВСЕГДАОЛЕНЬБЕРЕТТРУДТОЛЬКОДАЕТ (ТРУД ВСЕГДА ДАЕТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЕТ). Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений
Слайд 22Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя
и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища;
Слайд 24Типовые задания для формирования личностных УУД
.
Выписать слова с пропущенными орфограммами
и графически их объяснить.
Заполните таблицу примерами из текста:
Ос.нью в д.ождливый серый день проск.кал по гор.ду олень.Он л.тел над гулкой м.стовой рыж.м лесом пущенной стр.лой.
Какие виды УУД формируем? Осуществлять синтез как составление целого из его частей; проводить сравнение . Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; работать с таблицами.
-
Слайд 25Типовые задания для формирования личностных УУД
«Деформированный текст».
Спишите предложения, исправляя ошибки.(карточки)
Во
дваре растут кусты рыжый кот крадется к ней маленькая птичка села на ветку сережа прогнал ката
Например, в тексте перепутаны предложения. Учащимся требуется восстановить логическую последовательность событий и записать правильный вариант.
- Какие УУД формируем при выполнении данного задания?
Слайд 26Типовые задания для формирования личностных универсальных учебных действий
участие в проектах, исследованиях; «Что в
имени моём» «Незнакомцы в русском языке» «Уроки грамотности», «В стране наук»
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;
Слайд 27Типовые задания для формирования личностных универсальных учебных действий
Тема: «Части речи. Повторение»
Задание: составить план
устного рассказа о любой части речи, проверить себя по учебнику.
Слайд 28Заключение
Анализ результатов показывает, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения в
деятельности учащихся:
- наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не только желанием узнать новое, но и потребностью его изучения;
- проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в реализации собственных потребностей;
- успешно осваивается более сложный учебный материал;
- в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения;
- проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль;
- наблюдается конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем;
- успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания и умения в рамках освоения темы.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности