Мастер-класс
«ТРИЗ-задачи: творческое мышление на практике»
КРЕАТИВ – БОЙ
Слайд 2Вся жизнь - открытая задача.
И от того, насколько успешно ты ее решаешь, зависит твое настоящее и будущее
Слайд 3ТРИЗ-задачи
Предлагаю посмотреть, что представляют собой ТРИЗ-задачи. Какие они бывают, на что
делают акцент, каким образом стимулируют детей к «думанью»?
Слайд 4Креатив-бой с полным правом можно назвать мини-моделью нашей жизни. Ведь вся
жизнь - открытая задача. И от того, насколько успешно ты ее решаешь, зависит твое настоящее и будущее
Слайд 5АЛГОРИТМ ИГРЫ
В течение всей игры вам будет предложено 5 задач
(по 3-5 минут на каждую).
Внимательно проанализируйте задачу
Придумайте как можно больше идей.
Выберите лучшее решение и запишите его.
После звукового сигнала сдайте свои варианты экспертам.
Спикеры команд по очереди представляют свои решения.
Эксперты подводят итоги
Слайд 6 Правила игры
Каждая команда коллективно
работает над заданием, при этом секретари команд фиксируют варианты решений на листке бумаги под копирку. После окончания отведенного на задание времени один экземпляр ответов передается в жюри, а второй остается у команды. После этого команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения.
Слайд 7Внимание, мы начинаем!
Вам предстоит пройти 4 шага в процессе командообразования.
Шаг-1
Вам дается
1 минута для выбора названия команды. Помните известную истину “Как вы лодку назовете, так она и поплывет”.
Время пошло
Слайд 9ШАГ - 2
Вам дается 1 минута, чтобы выбрать капитанов команд, тех,
кто должен вести вас к победе. (выборы капитанов)
Слово капитан – означает главный.
Слайд 10ШАГ - 3
Как известно, “истина рождается в спорах”. Чтобы умные мысли
и интересные идеи не повисли в воздухе, каждой команде нужен секретарь.
Ваша минута пошла!
(выборы секретарей)
Слайд 11ШАГ - 4
И теперь необходимо выбрать спикера, он будет озвучивать ваши
решения.
Ваша минута пошла!
(выборы спикеров)
Слайд 13
ЗАДАЧА – 1
На нахождение внешних и внутренних ресурсов
Семья уезжает на
месяц в отпуск. Надо поливать комнатные
растения.
Как быть?
Слайд 14Варианты ответов
Решение: надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные
приемы (объединение).
попросить соседей приходить поливать;
поставить горшки в таз с водой;
наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю;
закопать в землю цветочного горшка
фитиль (жгут из ваты), а другой конец
поместить в банку с водой;
отнести цветы соседям;
накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками;
раздарить цветы.
Слайд 15ЗАДАЧА – 2
открытый вопрос
Мы знаем, что в конце сказки колобка съедят.
В лесу каждый зверь хочет колобка съесть. Как сделать так, чтобы животные не съели колобка?
Слайд 16Варианты ответов
Идеальный результат – животные сами не хотят съесть колобка:
- они сыты;
-
колобок несъедобен;
* Колобок меняет цвет, чтобы его не было видно: зимой – белый, летом – зелёный, осенью – оранжевый;
* другие ответы
Слайд 17Чтобы спасти Колобка, ребенок думает, решает поставленные перед героями книги задачи.
Автор исходил из убеждения, что дети с удовольствием читают, слушают и лучше усваивают те произведения, в которых они имеют возможность активно участвовать вместе с героями.
В книге ребенку задаются различные вопросы. Для его ответов в книге предусмотрены специальные поля. Так появляются собственные решения и точка зрения ребенка. Это делает его полноправным соавтором книги.
Слайд 18Задача - 4
Из книжки в книжку, с открытки на плакат кочует образ запасливого ежика с румяным
яблоком на спине. Зачем ему нужны яблоки?
Слайд 19Варианты ответов
По мнению же ученых, верный ответ заключается в том, что
ежи натыкают на иглы кислые и едкие продукты, чтобы продезинфицировать иглы.
Хотя и в любой из выдвинутых гипотез есть доля истины.
Но есть у ежа враги, от которых колючки не спасают. А все потому, что живут эти враги непосредственно в ежиных колючках. Это клещи и блохи. Временами они так достают бедного ежика, что он устраивает себе дезинфекцию. Находит, например, опавшие дикие кислые яблоки и катается в них. Отсюда, наверное, и родилась легенда о запасливом ежике.
Слайд 20Задача -4
Наиболее часто переносчиком бешенства среди диких животных является лисица.
Чтобы помешать распространению этой опасной для человека болезни, долгое время лисиц в Европе безжалостно отстреливали. Наконец была изобретена вакцина против бешенства, но лисиц не заставишь приходить на пункты приема вакцины. Как быть?
Слайд 21Варианты ответов
ИКР: лисицы сами приходят на пункты приема вакцины и принимают
ее. Используйте посредник — пищу.
В приманки из рыбьей муки и жира помещают капсулу с вакциной и раскладывают их в местах обитания лисиц. Обладая тонким обонянием, те легко находят приманки и поедают их вместе с вакциной. После одной такой массовой акции в Швейцарии практически полностью было искоренено бешенство среди животных.
Слайд 22Сказки-изобреталки от кота Потряскина (А. Гин)
Слайд 23Задача – 5 Переправа
Знаменитый путешественник кот Потряскин как-то забрался далеко в
джунгли, где не ступала нога человека. Однажды он увидел неширокий ручей. На его песчаных берегах ничего не росло. До ближайших деревьев – сто шагов. Сунул Потряскин в воду прутик. Минуты не прошло – прутик-то и обгорел. «Ну и водичка, – подумал Потряскин. – Неглубок ручей, да как его перейти?»
Вопрос: В ширину ручей как раз немножко больше, чем Потряскин перепрыгнуть может. Как быть?
Слайд 24
ИКР: Рассказывает сам Потряскин: Ну конечно, я сразу нашел сто решений этой
задачи! – Правда, сейчас помню только три из них. Во-первых, можно подсыпать в ручей песка и сделать его в месте прыжка поуже. Во-вторых, можно изготовить себе шест из ближайшего деревца и прыгнуть с шестом. Но я поступил ещё лучше: соорудил себе ходули и быстренько прошёл через ручей, как самый настоящий цирковой кот! Ходули только слегка обгорели, потому что были они в ручье совсем недолго.
Слайд 25номинации
За системность решения творческой задачи
За лучшую практическую идею
За
лучшее обоснование решения
За самую оригинальную нетехническую идею
Слайд 26ТРИЗ
«Вся жизнь – открытая задача.
Решай и ждет тебя
удача!»