Презентация, доклад на тему Мастер-класс Работа над задачей в начальной школе

Содержание

В задаче находим:ОБЪЕКТЫУСЛОВИЕТРЕБОВАНИЯПо отношению между условиями и требованиями задачи различаются:а) определенные задачи – в них заданных условий столько, сколько необходимо и достаточно для выполнения требований;б) недоопределенные задачи – в них условий недостаточно для получения ответа;в) переопределенные задачи – в

Слайд 1
Текстовые задачи:

МЕТОДИКА РАБОТЫ старые и новые методы и
формы работы

Подготовили:
Чистоедова С.В, Комарова С.В.
учителя начальных классов

Текстовые задачи:           МЕТОДИКА РАБОТЫ

Слайд 2В задаче находим:
ОБЪЕКТЫ
УСЛОВИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
По отношению между условиями и требованиями
задачи различаются:
а) определенные

задачи – в них заданных условий столько, сколько необходимо и достаточно для выполнения требований;
б) недоопределенные задачи – в них условий недостаточно для получения ответа;
в) переопределенные задачи – в них имеются лишние условия.
В задаче находим:ОБЪЕКТЫУСЛОВИЕТРЕБОВАНИЯПо отношению между условиями и требованиями задачи различаются:а) определенные задачи – в них заданных условий столько,

Слайд 3Маме 32 года, дедушка старше мамы на 30 лет, а бабушка

на 3 года моложе дедушки. Сколько лет бабушке?

Задача

Маме 32 года, дедушка старше мамы на 30 лет, а бабушка на 3 года моложе дедушки. Сколько

Слайд 4Свитер, шапку и шарф связали из 1 кг 200 г шерсти. На шарф

потребовалась на 100 г шерсти больше, чем на шапку, и на 400 г меньше, чем на свитер. Сколько шерсти израсходовали на каждую вещь?

Мама, дедушка и бабушка – объекты задачи.

Условие (условия)
Маме 32 года
дедушка старше мамы на 30 лет,
а бабушка на 3 года моложе дедушки

Требования (вопросы)
Сколько лет дедушке?
Сколько лет бабушке?

Объекты, условия и требования взаимосвязаны

Задача- проверь себя

Свитер, шапку и шарф связали из 1 кг 200 г шерсти. На шарф потребовалась на 100 г шерсти больше,

Слайд 5Классификация задач
ПРОСТЫЕ
СОСТАВНЫЕ
I
III
II
Задачи, связанные с
понятием кратного
отношения
Составная задача
состоит из 2 простых

задач. Решается в два и более действий.
Классификация задачПРОСТЫЕСОСТАВНЫЕIIIIIIЗадачи, связанные спонятием кратного отношенияСоставная задача состоит из 2 простых задач. Решается в два и более

Слайд 6Простые задачи I группы
(при решении данных задач усваивается конкретный смысл каждого

из арифметических действий)

1) Нахождение суммы двух чисел.
2) Нахождение остатка.
3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения).
4) Деление на равные части.
5) Деление по содержанию.
Простые задачи I группы(при решении данных задач усваивается конкретный смысл каждого из арифметических действий)1) Нахождение суммы двух

Слайд 7Митя решил 3 задачи в среду, а в четверг 4 задачи.


Сколько задач решил Митя в среду и в четверг?
Девочка прочитала за 2 дня 10 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы.
Сколько она прочитала во второй день?

Простые задачи

Определите вид этих задач

Митя решил 3 задачи в среду, а в четверг 4 задачи. 		Сколько задач решил Митя в среду

Слайд 8Простые задачи II группы
(при решении этих задач усваивается связь между

компонентами и результатами арифметических действий; к ним относятся задачи на нахождение неизвестных компонентов)

1) Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
2) Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
3) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
4) Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
5) Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.
6) Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.
7) Нахождение делимого по известным делителю и частному.
8) Нахождение делителя по известным делимому и частному.
Простые задачи II группы (при решении этих задач усваивается связь между компонентами и результатами арифметических действий; к

Слайд 9Простые задачи III группы
(при решении раскрываются понятия разности и кратного отношения;

к ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности (6 видов), и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения (6 видов).

1) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (I вид).
2) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (II вид).
3) Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
4) Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
5) Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
6) Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
Простые задачи III группы(при решении раскрываются понятия разности и кратного отношения; к ним относятся простые задачи, связанные

Слайд 10Задачи, связанные с понятием кратного отношения

Кратное сравнение чисел или нахождение кратного

отношения двух чисел (I вид). (Во сколько раз больше?)

2) Кратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения двух чисел (II вид). (Во сколько раз меньше?)
3) Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).

4) Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).

5) Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).

6) Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
Задачи, связанные с понятием кратного отношенияКратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения двух чисел (I вид). (Во

Слайд 11Главная цель - научить детей осознанно
устанавливать определенные связи между данными

и искомым в разных жизненных
ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение
Главная цель - научить детей осознанно устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных ситуациях,

Слайд 12 Решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы:
1.

Ознакомление с содержанием задачи.
Цель: прочитать задачу; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче

2. Поиск решения задачи.
Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия

3. Выполнение решения задачи.
Цель: записать решение.

4. Проверка решения задачи.
Цель: установить правильно оно или ошибочно.
Решение любой арифметической задачи  состоит из следующих этапов работы:1. Ознакомление с содержанием задачи. Цель: прочитать

Слайд 13В одном гараже стояло 25 машин, а в другом на 8

машин больше. Сколько всего машин стояло в двух гаражах?

Прочитайте условие задачи
Прочитайте вопрос задачи

В одном гараже стояло 25 машин, а в другом на 8 машин больше. Сколько всего машин стояло

Слайд 15У Пети в двух коллекциях 14 детских журналов. Журнала «Веселые картинки»

5 штук, остальные журналы - «Ералаш». Сколько журналов «Ералаш» у Пети?

Составьте к задаче, рисунок, схему, краткую запись

У Пети в двух коллекциях 14 детских журналов. Журнала «Веселые картинки» 5 штук, остальные журналы - «Ералаш».

Слайд 18Поиск решения задачи

Поиск решения задачи

Слайд 20Рассуждение можно строить двумя способами:

от вопроса задачи к числовым

данным;
от числовых данных идти к вопросу;

Введение понятия «СОСТАВНАЯ ЗАДАЧА» вводится тогда, когда научились решать все виды простых задач.
Разбор составной задачи заканчивается составлением плана решения –
это объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по порядку арифметических действий.

Рассуждение можно строить двумя способами: от вопроса задачи к числовым данным; от числовых данных идти к вопросу;Введение

Слайд 21Знакомство с текстовой задачей

Знакомство с текстовой задачей

Слайд 22












Знакомство и работа с простой задачей
+
-
-
-
+


-
Новая схема у детей появляется при


Знакомстве с новым видом задач.
Используются в последствии при анализе задач.
Например, какая схема подходит к нашей задаче, докажи.
-правильно ли выбрал Вася схему к задаче и т.д.
Знакомство и работа с простой задачей+---+-Новая схема у детей появляется при Знакомстве с новым видом задач.Используются в

Слайд 23Знакомство и работа с составной задачей





?
ЗАДАЧА. Лида нарисовала 7 домиков, а Вова

на 3 домика меньше. Сколько всего домиков нарисовали дети?



При анализе данной задачи, детям предлагается выбрать 1 или 2 схему к задаче.
В итоге дети приходят к выводу , что нужны эти обе схемы.
Детям раздается 3 схема, в которой мы объединили две простые задачи.

Знакомство и работа с составной задачей?ЗАДАЧА. Лида нарисовала 7 домиков, а Вова на 3 домика меньше. Сколько

Слайд 24Составьте схему-опору к задаче
при помощи конструктора


Гриша собрал 15 грибов,

а Вася в 3 раза
больше, чем Гриша. Сколько всего
грибов собрали мальчики?
Составьте схему-опору к задаче при помощи  конструктораГриша собрал 15 грибов, а Вася в 3 разабольше, чем

Слайд 25Памятка родителям

Памятка родителям

Слайд 26В школьном математическом кружке занимается 28 учеников. В танцевальном кружке -

на 12 учеников больше, чем в математическом, а в спортивном - на 7 учеников меньше, чем в танцевальном. Сколько учеников в спортивном кружке?
В школьном математическом кружке занимается 28 учеников. В танцевальном кружке - на 12 учеников больше, чем в

Слайд 27Верные решения:
Вариант 1


28 + 12 = 40 (уч.) – в танцевальном
40 – 7 = 33 (уч.)
вариант 2
1) (28 + 12) – 7= 33 (уч.)

Верные решения:Вариант 1

Слайд 28Ошибочные решения:


28 + 12 = 40 (уч.)
40 – 7 = 33 (уч.)
3) 40 – 33 = 7 (уч.)
Ошибочные  решения:

Слайд 29Использование метода моделирования при решении задач
и при изучении других тем

в математике
Использование метода моделирования при решении задач и при изучении других тем в математике

Слайд 30ЗАДАЧА. С одного аэродрома одновременно в противоположных направлениях вылетели два самолета. Скорость

одного из них 600 км/ч, скорость другого – 720 км/ч. На каком расстоянии друг от друга находились самолеты через 3 часа?

схема


таблица


600км/ч

720км/ч



?

ЗАДАЧА. С одного аэродрома одновременно в противоположных направлениях вылетели два самолета. Скорость одного из них 600 км/ч,

Слайд 31

|____|____|____|___|

|____|____|____|____|
Моделирование условия логической задачи на отрезках Дети играли в снежки. Андрей

бросил дальше, чем Коля и Витя, но ближе чем Серёжа.





К.

А.

В.

С.

В.

К.

А.

С.





Выбери верную схему.

|____|____|____|___||____|____|____|____|Моделирование условия логической задачи на отрезках Дети играли в снежки. Андрей бросил дальше, чем Коля и

Слайд 32Использование моделирования при изучении приемов сложения и вычитания чисел
3
2
(7 +

3) + 2 = 10 + 2 =12





Использование моделирования при изучении приемов сложения и вычитания чисел 32(7 + 3) + 2 = 10 +

Слайд 34

1 множитель
2 множитель
произведение

1 множитель2 множительпроизведение

Слайд 35А как проверить, верно ли мы решили задачу?

Подставим полученный результат в

условие задачи и проверим полученный текст на наличие противоречий.

Составим к данной задаче одну из обратных, используя ответ
А как проверить, верно ли мы решили задачу?Подставим полученный результат в условие задачи и проверим полученный текст

Слайд 38Виды упражнений по составлению и преобразованию задач
Постановка вопроса к данному

условию задачи или изменение данного вопроса.
Составление условия задачи по данному вопросу. Составление задач по аналогии
Составление обратных задач.
Составление задач по их иллюстрациям.
Составление задач по данному решению.
Решение задач с недостающими или лишними данными.
Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что обозначает то или иное выражение.
Использование приема сравнения задач и их решения.
Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась
другим действием.
Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.






Виды упражнений по составлению и преобразованию задач Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса.

Слайд 39Спасибо за внимание !!! Успехов, Коллеги!

Спасибо за   внимание !!! Успехов, Коллеги!

Слайд 40рефлексия


-Узнала новые формы или методы
при работе с задачами
Буду применять

некоторые приемы

-Все формы и методы мне известны и мной
уже применяются

рефлексия -Узнала новые формы или методы при работе с задачамиБуду применять некоторые приемы -Все формы и методы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть