Презентация, доклад на тему Мастер-класс. Презентация Универсальные приёмы целеполагания на уроках в начальной школе

Содержание

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка

Слайд 1Приёмы целеполагания
Из опыта работы Морозовой Галины Петровны учителя начальных классов

МБОУ «Гимназии №5» имени Л.В.Усыниной.
Приёмы целеполагания Из опыта работы Морозовой Галины Петровны учителя начальных классов МБОУ «Гимназии №5» имени Л.В.Усыниной.

Слайд 2
«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к

тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»
А. Дистервег.
«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,

Слайд 3Регулятивные УУД обеспечивают организацию этапов учебной деятельности
1. Целеполагание;
2. Планирование;
3. Самоконтроль;
4. Самооценка

(рефлексия);
Регулятивные УУД  обеспечивают организацию  этапов учебной деятельности1. Целеполагание;2. Планирование;3. Самоконтроль;4. Самооценка (рефлексия);

Слайд 4Существует наука о целеполагании – матетика , которая доказывает необходимость начального

этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, то есть предполагаемых плодов деятельности.
Существует наука о целеполагании – матетика , которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных

Слайд 5Что такое цель?
"Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в

себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы". 
И.И.Павлов
Что такое цель?

Слайд 6Опора на личный жизненный опыт;
Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
Выбор цели

из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
Моделирование цели урока, введение понятия учебная задача;
Использование занимательного игрового материала;

Опора на личный жизненный опыт;Создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;Выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора

Слайд 71. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание


Проблемная ситуация
Группировка.

2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.

1. Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка. 2. Аудиальные: Подводящий

Слайд 8Тема – вопрос.
Тему урока формулирую в виде вопроса. Обучающимся необходимо

построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Например, урок по теме «Площадь прямоугольника»:
«Как найти площадь прямоугольника?"
План:
Актуализировать знания о прямоугольнике.
Определить, что умеют находить у геометрических фигур.
Найти различия между периметром и площадью.
Определить закономерность, сделать вывод.
Тренироваться в нахождении площади.


Тема – вопрос. Тему урока формулирую в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на

Слайд 9 Работа над понятием
Предлагаем обучающимся название темы урока для зрительного восприятия

и просим объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Например, Окр. мир 2 кл. «Многообразие растений». Дети объясняют, что слово «многообразие» обозначает - много; а значит цель урока — познакомиться с разными видами растений.
Работа над понятиемПредлагаем обучающимся название темы урока для зрительного восприятия и просим объяснить значение каждого слова.

Слайд 10 Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на

обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему и цель урока. При подводящем диалоге маловероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так, а кто думает иначе?»).
Урок русского языка по теме «Правописание мягкого зна­ка после шипящих на конце существительных»
Подводящий диалогНа этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Но все

Слайд 114. Ситуация яркого пятна
Ярким пятном может быть фрагмент мультфильма, необычной предмет

для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.
4. Ситуация яркого пятнаЯрким пятном может быть фрагмент мультфильма, необычной предмет для данного урока, картинка, или просто

Слайд 12
Исключение
Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее,

обосновывая свой выбор. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Живая и неживая природа», предлагаем выбрать лишнюю картинку из ряда предложенных. Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах.
— Обоснуйте свой выбор. Назовите тему урока.Определите цель урока
ИсключениеДетям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, на уроке окружающего

Слайд 13Приём «Домысливание»
Предлагаем тему урока и слова "помощники":
Повторить….. Изучить…. Узнать… Проверить…
С помощью слов "помощников" дети

формулируют цели урока.
2. На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаем детям продолжить ряды слов:
Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –…
Дополнив ряды глаголами «буду играть» и «буду читать» и, объяснив, что это глаголы будущего времени, обучающиеся формулируют цель урока:
Изучить глаголы будущего времени
Приём «Домысливание»Предлагаем тему урока и слова

Слайд 14Лови ошибку.
Этот приём позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих

терминов, а ребёнку осознать важность внимания.
Лови ошибку.Этот приём позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребёнку осознать важность внимания.

Слайд 15 Собери слово
Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку
В начале

урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые «подсказывают» тему и цель урока. Так, разгадав ребусы, в которых зашифрованы имена, дети легко определят цель урока русского языка: научиться писать имена людей.

Собери словоТема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровкуВ начале урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус

Слайд 16Проблемная ситуация 
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного

приема такова:
Самостоятельное решение.
Коллективная проверка результатов.
Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения.
Постановка цели урока
Проблемная ситуация Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:Самостоятельное решение.Коллективная проверка результатов.Выявление причин

Слайд 17Фрагмент урока математики в 3 классе.
- Запиши частное чисел 1 и

5.
- Как нельзя?
А как один торт разделить на пять человек?
Кто знает, а как ещё можно назвать эти части? Доли.
Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- Значит тема нашего урока … (Доли )
Давайте поставим цели урока:
1. Узнать, что такое доли.
Фрагмент урока математики в 3 классе.- Запиши частное чисел 1 и 5.- Как нельзя? А как один

Слайд 18
- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили.

Вот что поучилось.
- Как распилили бревно бобры?
- Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т.к. части у бревна не равны.)
- Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось. - Как распилили

Слайд 19- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части?

(Части должны быть равными.) Так что такое доли?
Доли –это равные части.
- Молодцы!
-Как на языке математики записать, какую долю бревна взял бобер?
- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?
- Значит, какая вторая цель стоит перед нами?
2.) Научиться записывать доли и читать их.
- Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными.) Так что

Слайд 20Сколько мог весить Колобок, если бабка замешивая теста добавляла 500 г

муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды?
Сколько мог весить Колобок, если бабка замешивая теста добавляла 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20

Слайд 21этимология слова КОЛОБОК. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец"

этимология слова КОЛОБОК. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб 

Слайд 22Кто встретился по дороге колобку?
Чем питаются эти звери?
Кто реально

опасен для Колобка?
Кто встретился по дороге колобку?Чем питаются эти звери?  Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 23 – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая

степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Обязательные условия использования приемов:

– учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость

Слайд 24Используя название темы урока и проблемную ситуацию определить и записать цели

урока с позиции ученика.

Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных»
- Прочитайте предложение:
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
-О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери).
– К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.)
-Определите их род и падеж. (ж.р., П.п)
-Выделите окончания. (-е, -и)
-Что вас удивило? (слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями)

Используя название темы урока и проблемную ситуацию определить и записать цели урока с позиции ученика.Урок русского языка

Слайд 25Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова»


Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.
–Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.
–Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).
Кто из ребят прав?
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова»

Слайд 26Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»
На доске

записаны слова:
Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.
–Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)
-Выделите окончания у этих имён существительных.
(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)
Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»  На доске записаны слова:Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе,

Слайд 27Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»


На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367
-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)
-Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)
-В чём возникла трудность?
- Почему не можете выполнить вычитание?
Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

Слайд 28Урок математики по теме «Круг и окружность»
-Послушайте стихотворение и определите

о какой, или о каких фигурах идёт речь?
-Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
Кто же я такой, друзья? …(круг)
У круга есть одна подруга
Знакома всем её наружность.
Она сестра родная круга,
А называется… (окружность)
Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч,ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки.
–Как вы считаете: где круг, а где окружность? (Возникают разные мнения)
Урок математики по теме «Круг и окружность» -Послушайте стихотворение и определите о какой, или о каких фигурах

Слайд 29Синквейн
Название (одно существительное);
Описание (два прилагательных);
Действие (три глагола);
Отношение (фраза из четырёх слов);
Повторение

сути (синоним из одного слова)

СинквейнНазвание (одно существительное);Описание (два прилагательных);Действие (три глагола);Отношение (фраза из четырёх слов);Повторение сути (синоним из одного

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть