Слайд 1
Мастер-класс
«Методические аспекты эффективности
современного урока»
Слайд 2Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Слайд 3Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение
эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»).
Слайд 4Эффективный урок – это активный, деятельностный урок, где учитель выступает в
роли организатора,
координатора урока.
Слайд 5- урок «открытия» нового знания,
- урок систематизации знаний
(общеметодологической направленности),
- урок рефлексии,
- урок развивающего контроля.
Слайд 6
Структура
урока «открытия» нового знания:
1. Мотивирование к учебной деятельности. (Самоопределение к
деятельности)
Слайд 71.Доброе пожелание: «Я желаю вам хорошего настроения», «Я желаю вам интересного
урока»
2.Девиз, эпиграф: «Смекалка и ум к победе ведут», «С малой удачи начинается большой успех», «Дорогу осилит идущий»
3. Пословица «Не будь тороплив, а будь терпелив»
4. Стихи, загадки, беседа, шутка, сообщение о приключениях, путешествиях
Слайд 82. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Слайд 91.Коллективные формы работы:
- Графическая систематизация материала (составление кластера, схемы, таблицы…)
- Верные
– неверные суждения
- «Тонкие и толстые вопросы»
- Корзина идей.
- Игры «Найди пару», «Найди лишнее» и др.
2. Индивидуальные формы работы:
- математический диктант, блиц-турнир, орфографическая работа и др.
Слайд 10Прием «Кластер»
Свойства
воздуха
Без вкуса
Без запаха
Без цвета
Неосязаемый
Сжимается
Без формы
Проводит
звуки
Сохраняет тепло
Имеет вес
Слайд 11
Окружающий мир.
Тема: «Орган зрения - глаза»
Игра «Верите
ли вы, что…»
(приём «Верные – неверные суждения»)
В течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
Слайд 143. Выявление места и причины затруднения.
Классические проблемные ситуации (побуждающий диалог)
Сокращенные проблемные ситуации (подводящий диалог).
Слайд 151) С удивлением
(предъявить противоречивые факты, столкнуть разные мнения учеников)
Урок математики.
2 класс.
Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действия.
8 – 3 + 4 = 9
8 – 3 + 4 = 1
Что вы заметили? (Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значения разные)
Почему получились разные ответы?
Слайд 162) С затруднением (дать практическое задание не выполнимое вообще
или несходное
с предыдущим)
Урок математики. 2 класс. Цель: ввести новое арифметическое действие – умножение.
На 1 юбку потребуется 4 метра ткани. Сколько метров ткани потребуется на 950 юбок?
Можете ли вы записать выражение к этой задаче? В чём затруднение?
3 + 3 + 3 + 3 = 12 (ц.)
Слайд 17
1) Подводящий к проблеме диалог
Урок математики. 2 класс.
Тема: переместительное свойство умножения.
-Найдите
площадь прямоугольника со сторонами а и в.
- Какими способами это делали?
( а*в и в*а)
- Зависит ли площадь прямоугольника от способа вычисления?
- Зависит ли значение произведения от порядка выполнения действий?
Слайд 18
2) Прием «Яркое пятно»
Сказка, легенда, случай из истории, науки или из
жизни.
Слайд 194. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений («открытие» нового знания)
Ставят
цель
Согласовывают тему
Выбирают способ действий
Строят план достижения цели
Определяют средства
Слайд 20
Окруж. мир. 3 класс. Тема: «Почва»
Прием «Корзина идей»
Мы говорим почва. Что
это такое?
Почва – это…
- … земля
- … растительная земля
- …вещество
- … суша, а не вода
- …место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп.
Постановка целей урока.
Слайд 215. Реализация построенного проекта.
Обсуждаются варианты ответов на проблемные вопросы, выбирается оптимальный
(верный), который проговаривается и фиксируется знаково.
Слайд 22
- Какие есть предложения по решению учебной задачи? Есть другие
мнения? Докажите (объясните) свою точку зрения.
- Определите сами…
- Сделайте вывод…
- Придумайте схему…
- Составьте алгоритм…
- Сформулируйте правило…
Слайд 23Окруж. мир. 4 класс.
Тема: «Полезные ископаемые»
Прием «Сводная таблица»
Слайд 25Приём «Инсёрт»
(приём эффективного чтения)
I — interactive (интерактивная)
N — noting (познавательная)
S — system for
(система)
E — effective (для эффективного)
R — reading (чтения)
T — thinking (и размышления)
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
«V» – уже знал; «+» – новое;
« – » – думал иначе;
«?» – не понял, есть вопросы.
Слайд 266. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Возвращение к кластеру (составление
нового)
Составление словаря по тексту
Исследование по вопросам
«Шесть шляп»
Таблица«Знаю, хочу узнать, узнал»
Слайд 27
Приём «Шесть шляп»
Белая – факты (информация)
Жёлтая - позитивное мышление
(плюсы, преимущества)
Чёрная - проблемы (минусы)
Красная - эмоции, чувства.
Зелёная – творчество, новые идей
Синяя – руководство, управление
Слайд 28
«Белая шляпа» -
вспомним сюжет по иллюстрациям
«Жёлтая шляпа» – найдем все
положительное в главном герое
Слайд 29
«Чёрная шляпа» – найдем отрицательные качества главного героя
Слайд 30
«Красная шляпа» – какие чувства испытывает Колобок
Слайд 31
«Зеленая шляпа» – творчество, креативность
Слайд 32«Синяя шляпа» - подведем итог урока, обобщим высказывания каждой группы.
Сказка ложь,
да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А.С.Пушкин)
Сказка помогает открыть мир, понять добро и зло, учит общению, любознательности, осторожности.
Слайд 34Окруж. мир. 3 класс. «Разнообразие растений»
Слайд 357. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд 368. Включение в систему знаний и повторение
Синквейн, эссе, сказка, прием «Закончи
предложение», телеграмма, приём «РАФТ» и др.
Русский язык. 1 класс.
«Звуки и буквы»
Звуки
Гласные, согласные.
Поются, звенят, шумят.
Используются в устной речи.
Фонетика.
РАФТ
(создание письменных текстов определенной тематики)
Р– роль - любой человек нашей планеты
А– аудитория (кому вы будете писать) – жителям планеты Венера
Ф- форма (выбор жанра) – рассказ
Т– тема «Однокоренные слова»
Слайд 399. Рефлексия учебной деятельности
1. Подведение итогов
Сегодня я узнал…
Я научился…
Было трудно…
Было интересно…
Эти
знания можно применить…
Слайд 40
2. Оценка деятельности.
- Рисуночное изображение
- Прием «Комплимент» (оценка вклада друг друга)
-
Анкетирование
Слайд 41- Оценочная карта, маршрутный лист урока
Слайд 4214 марта 2016 г.
Городской семинар учителей начальных классов
«Методические аспекты эффективности
современного
урока»
Слайд 43
“Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”.
Бернард Шоу
Слайд 44Спасибо за внимание!
Творческих Вам успехов!
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились
от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!