Слайд 1Комплексные занятия (организованная образовательная деятельность)
Слайд 2Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают
разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.
Слайд 3Особенности занятий в разных возрастных группах.
Старшая группа. Тема: «Осень»
Вид: итоговая
образовательная деятельность
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.
Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.
Метод: беседа
Оборудование: календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.
Слайд 4Первая часть. Беседа с детьми строится следующим образом:
Рассматривается по очереди каждая
страница календаря, формируется представление о том, какая осень в начале, середине и в конце.
Примерные вопросы: «Сначала мы посмотрим на страницу «Сентябрь». Выясним, какая была погода на третьей неделе месяца. Как выглядела береза, которую мы рассматривали и рисовали? Что в это время было на земле? Кто из животных встречался в начале осени?» таким образом, воспитатель ведет последовательный разговор, опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог - обобщает характерные признаки начала осени.
Слайд 52. Аналогичным образом обсуждаются особенности октября и ноября, после чего воспитатель
вместе с детьми подводит общий итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания.
Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей - умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).
Слайд 62. Аналогичным образом обсуждаются особенности октября и ноября, после чего воспитатель
вместе с детьми подводит общий итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания.
Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей - умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).
Слайд 7Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности.
Цель: Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание – это эстетическая и умственная задача
оборудование: несколько репродукций картин знаменитых художников (Левитан, Остроухов и др.), художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, плоды овощей и фруктов), 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике.
Слайд 8Воспитатель напоминает дошкольникам, что осень - красивое время года, она вдохновляет
людей, и они пишут картины, делают красивые фотографии, сочиняют стихи и музыку. На выставке педагог побуждает детей всматриваться и замечать красоту осенней природы, отражённой в произведениях искусства, делится своими и интересуется их впечатлениями.
Слайд 9Третья часть занятия - художественное творчество детей.
Цель: развитие творческих способностей детей,
их художественно-ручных умений.
Оборудование: краски, карандаши, цветная бумага, пластилин, засушенные листья и т.д.
Такой вид занятия по времени может выходить за рамки обычного занятия - это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки,
Проводится физкультминутка (веселая музыка, тематика «Осень»
Слайд 10Занятие в подготовительной к школе группе строится по той же схеме,
но имеет свои особенности:
1. Беседа по календарю проводится сразу по всем страницам, выделяя отдельные параметры осенней природы.
Слайд 11Вопросы к детям могут быть следующими:
Сколько месяцев длится осень? Назовите
их, покажите на календаре.
Которую неделю в каждом месяце мы наблюдали за погодой? Покажите эти недели в календаре.
Сравните погоду в сентябре, октябре, ноябре. Как она менялась? Когда было холоднее? Как вы узнали, что в октябре холоднее, чем в сентябре? А в ноябре холоднее, чем в октябре? Покажите значки, показывающие увеличение холода в календаре.
Посмотрите на нашу березку (или другое дерево), которую мы рисовали каждый месяц. Менялась ли она на протяжении осени? Что с ней происходило: какая она была в сентябре и какой стала в ноябре? Покажите это в календаре.
Посмотрите на куст шиповника. Что с ним происходило осенью? Как он менялся? Покажите эти изменения в календаре.
Теперь посмотрите на почву: одинаковый ли был покров земли в разные осенние месяцы? Что на земле было в сентябре, октябре, ноябре? Покажите это на страницах календаря.
Взгляните на животных - птиц, насекомых. Кого мы наблюдали в разные осенние месяцы? Что-то изменилось от сентября к ноябрю? Покажите в календаре, как вы это узнали.
Теперь скажите, что происходит осенью? Почему меняются все растения? Почему исчезают насекомые, улетают многие птицы?
Слайд 12Вторая часть занятия: посещение художественного салона.
Выставка «Осень, осень, ты прекрасна!»
Цель: обучение
детей процессу восприятия произведений искусства, посещение выставки.
Оборудование: выставка организована в холле, репродукции, эстампы, металлографика, картины размещены на удалении друг от друга, стихи, музыка, касса.
Правила посещения салона:
Купить билет
Не разговаривать громко,
Слушать экскурсовода.
Слайд 13Третья часть занятия: «Мы художники».
Оборудование: столы и материалы для творчества,
рассчитанные на маленькие группы (4-5 человек).
Темы творческие:
«Листопад, листопад - листья разные летят»;
«Снегири на рябине»;
«Отлет перелетных птиц в дальние края»;
«Грибная поляна в осеннем лесу»;
«Букет осенних цветов в вазе» и др.
Слайд 14Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному.
Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.
Слайд 15Тематика комплексных занятий.
Занятие об овощах может включать беседу по картине «Уборка
овощей на огороде», разыгрывание стихотворения Ю.Тувима в переводе С.Михалкова «Овощи», рисование или аппликацию плодов;
Занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранять, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.
Слайд 16Анализ комплексного занятия
Обоснованность выбора типа занятия.
Виды деятельности, задачи которых
решались на данном занятии.
Аргументированность выбора содержательной линии.
Методы и приёмы решения задач каждого из видов деятельности и их эффективность.
Формы организации разных видов деятельности (их эффективность и целесообразность использования).
Обоснование развивающего характера данного занятия.