Слайд 1Особенности компетентностно-ориентированных заданий, условия их использования на уроке
Подготовила: Лазуко Валентина Сергеевна,
учитель
начальных классов
Слайд 2 Компетентностный подход –
это подход, который делает акцент
на результат образования. В качестве результата выступает не объем полученных знаний, а умение самостоятельно вести поиск и находить необходимую информацию, намечать способ действия в конкретных ситуациях и, что самое главное, применять знания, умения и навыки в жизненной практике.
Слайд 3Компетентностно-ориентированное задание -
это деятельностное задание, оно моделирует реальную
или учебную ситуацию, строится на актуальном для обучающихся материале, требует поиска информации в дополнительных источниках и имеет свою специфическую структуру.
Слайд 4Структура КОЗ
Стимул
Задачная формулировка
Источник информации
Бланк
Инструмент проверки
Погружает в контекст задания и мотивирует на
его выполнение
Точно указывает на деятельность
Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащихся по выполнению задания
Задает структуру предъявления результата
- Ключ
- Модельный ответ
- Бланк формализованного наблюдения
Слайд 6Тема: «Решение задач на движение»
Компетенция: компетенция разрешения проблемы.
Стимул: Вы – диспетчер
автопарка, сдаёте экзамен на профпригодность.
Задачная формулировка: Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения?
«Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой машины. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Слайд 7Бланк для выполнения задания:
Подчеркните правильный ответ:
1. Скорость грузовой машины.
2. Скорость легковой
машины.
3. Время, которое была в пути каждая машина.
4. Место встречи грузовой и легковой машин.
Инструмент проверки: ключ
1 балл - ответ 3
0 баллов – другие ответы.
Слайд 8Тема: «Периметр прямоугольника»
Компетенция: учебно-познавательная, самоорганизацианная.
Стимул. Папа решил из куска проволоки сделать
прямоугольник с соседними сторонами 30см и 10 см.
Задачная формулировка.
Какой длины ему нужно взять проволоку. Найдите способы нахождения длины проволоки.
Слайд 9Инструмент проверки (модельный ответ).
2 балла – Для нахождения длины проволоки
нужно найти сумму всех длин прямоугольника (30+10+30+10= 80 см).
3 балла – Длину проволоки можно найти таким способом: (30+10)*2 = 80 см, так как каждая длина стороны прямоугольника повторяется два раза, можно найти сумму 2-х соседних сторон и умножить на 2.
0 баллов – нет правильного ответа.
Слайд 10Стимул. В подарок маме вы вышили салфетку прямоугольной формы с соседними
сторонами 20 см и 10 см. Её нужно украсить тесьмой.
Задачная формулировка. Какой длины вам нужно купить тесьму. Найдите способы нахождения длины тесьмы.
Слайд 11Инструмент проверки (модельный ответ).
2 балла – Для нахождения длины
тесьмы нужно найти сумму всех длин прямоугольника (20+10+20+10= 60 см).
3 балла – Длину тесьмы можно найти таким способом: (20+10)*2 = 60 см, так как каждая длина стороны прямоугольника повторяется два раза, можно найти сумму 2-х соседних сторон и умножить на 2.
0 баллов – нет правильного ответа.
Слайд 12Тема: «Связь между компонентами и результатом сложения»
Компетенция: учебно-познавательная.
Стимул: Необходимо подготовить
доклад об успехах в контрольной по математике учащихся 5 классов. Но некоторых данных не хватает.
Задачная формулировка: Проанализируй таблицу и восстанови недостающие данные.
Слайд 15
Компетенция: информационная
Стимул: Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился,
что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16.
Задачная формулировка: Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.
Тема: «Числа и величины»
Слайд 16Бланк для выполнения задания:
А – 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8, 9, 10
Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15
В – 2, 5, 8, 11, 14
Г – 1, 4, 7, 10, 13,16
Д – нет верной последовательности
Инструмент проверки (ключ):
2 балла – Выбрана последовательность Б
0 баллов – Выбраны другие последовательности.
Слайд 18Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Компетенция: информационная.
Стимул: Буратино
написал слова, но сомневается в правильности.
Задачная формулировка: Посмотри, как написал слова Буратино.
Найди и исправь ошибки.
Бланк выполнения задания: Лисной, насить, визать, кармить, лисица, вада, травинка, птинцы, витвистый, зелёный, лества, бельчонок.
Инструмент проверки: Модельный ответ с подсчётом баллов.
Слайд 19Тема: «Перенос слов»
Компетенция: информационная, самоорганизационная.
Стимул: Вам нужно написать предложение, а
места на строке не хватит.
Задачная формулировка: Спишите предложение. Разделите каждое слово на слоги.
Вазы на столе стоят.
Модельный ответ:
Учитель показывает запись, выполненную заранее на доске:
Ва - зы на сто - ле сто - ят. (Самопроверка)
Инструмент проверки:
2 балла - Справился без ошибок;
1 балл - Справился, но допустил 1 ошибку;
0 баллов - Не справился.
Слайд 20Тема: «Текст»
Компетенция: информационная, коммуникативная.
Стимул: Птицы прощебетали текст телеграммы.
Задачная формулировка.
Восстановите текст телеграммы.
Зима
Настал последний месяц лесного года у всех жителей леса к концу подошли запасы в кладовых помните о своих маленьких и слабых друзьях-птицах сделайте домики-кормушки для птиц
Слайд 21Модельный ответ:
Зима
Настал последний месяц
лесного года. У всех жителей леса к концу подошли запасы в кладовых. Помните о своих маленьких и слабых друзьях-птицах! Сделайте домики-кормушки для птиц!
Критерии оценки выполненного задания: Предложения выражают законченную мысль.
Правильно определены границы предложения - 3 балла;
Правильно оформлено начало предложения - 3 балла;
Правильно поставлен знак в конце предложения – 2 балла.
Неправильно определены границы предложения - 0 баллов;
Неправильно оформлено начало предложения - 0 баллов
Слайд 22Тема: «Парные и непарные согласные звуки по звонкости - глухости»
Компетенция: учебно-познавательная.
Стимул:
выполнить задание нестандартного вида.
Задачная формулировка:
Запиши пары слов, изменяя первый согласный звук на парный по звонкости-глухости.
Бланк выполнения задания :
Карточка 1.
Запиши пары слов, изменяя первый согласный звук на парный по звонкости-глухости.
Придумай свой пример пары.
Кол - …
Колос - ….
Била - ….
Жил - …..
Фата - …..
Слайд 23Карточка 2 (самопроверка).
Кол - … гол
Колос - …. голос
Била - …. пила
Жил - ….. шил
Фата - ….. вата
Слайд 25Тема: «Свойства воды»
Ты проводишь опыт, в ходе которого тебе нужно
определить свойства воды.
Внимательно прочитай инструкцию его проведения. Выполни действия, записывая полученный результат в таблицу после каждого шага, и на основе наблюдений сделай вывод.
Слайд 26Инструкция по проведению опыта:
1) В стакан с водой опусти ложку.
Видна ли она? О каком свойстве это говорит?
2) Опускай по очереди полоски цветной бумаги в стакан с водой.
Какой вывод можно сделать?
3) Понюхай стакан с водой. О каком свойстве воды можно сказать?
4) Насыпь в один стакан с водой сахар, в другой глину. Помешай воду.
Сделай вывод.
5) Перелей воду из одного стакана в другой. Сделай выводы.
Слайд 28 Каждый день перед школой Оксана смотрит на висящий за окном термометр
и говорит родителям о том, какая на улице температура. Нарисунке показан вид термометра в один из дней.
Слайд 30 «Верно-неверно»
«Что лишнее?»
«Ромашка вопросов»
«Ключевые слова»
«Продуктивные задания»
Слайд 31Вывод:
Компетентностные задания направлены на:
формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в
учении;
развитие общеучебных умений и навыков;
формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности;
развитие познавательного интереса учащихся;
реализацию принципа связи обучения с жизнью.