Слайд 1Коллекционирование колокольчиков - форма развития познавательной деятельности старших дошкольников
Воспитатель высшей категории
Труханова. Н.В
МБОУ детский сад «Рябинка» г. Новосибирск
Слайд 2Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей.
Оно расширяет кругозор детей, развивает
их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Слайд 3Цели и задачи создания мини-музея «Колокольные перезвоны»:
познакомить детей с
многообразием колокольчиков, их звучанием, материалом из которого их изготавливают.
создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе разработки образовательного проекта;
формировать у детей интерес к коллекционированию;
формировать у дошкольников навыки исследовательского поведения;
формировать интерес к народному творчеству, русским традициям;
воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
привлечь родителей к общественной жизни группы посредством создания мини-музея, пополнения его экспонатами.
Слайд 4Принципы работы мини- музея
- учет возрастных особенностей дошкольников;
- опора на интересы
детей;
- последовательность;
- наглядность;
- взаимодействие воспитателя, детей и родителей;
- сотрудничество и взаимоуважение.
Слайд 5Образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
(музицирование на детских музыкальных инструментах,
в том числе на разных колокольчиках)
Физическое развитие
Слайд 6Все эти образовательные области неразрывно связаны между собой и постоянно перекликаются,
невозможно познакомить детей с экспонатом, не рассказав о нем, не попробовав и не прослушав, как он звенит, а уж, если слушать звон колокольчика, то и разучить песенку, игру, считалочку, невозможно не спеть и не с танцевать, ведь колокольчик – это нетрадиционный символ России, олицетворяющий красоту русских полей, и тревожный набат колокола, и переливный колокольный звон, это и колокольчики, украшающие наш быт.
Слайд 7Образовательная область
«Познавательное развитие»
Расширяем представление об окружающем мире (знакомство с городами
России, с историей возникновения колокольчиков, значение колокольчиков и колоколов в общественной жизни, с легендами о колоколах.
Планирование работы с детьми:
Просмотр презентации «История колоколов»,«Колокола России», «Колокольчик в народных праздниках», «Какие бывают колокола»,
«О чем поют колокола?», « Из чего состоит колокол?»
«Использование колокольчиков в жизни», «Главный колокол России».
просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик».
Формирование элементарных математических представлений:
«Посчитай колокольчики».
«Поставь колокольчики по порядку»
«Подбери по цвету»
«Угадай где зазвенел колокольчик» и т.д
Слайд 8Образовательная область
«Речевое развитие»
Составление рассказа «Расскажи про колокольчик»
(о любом экспонате
музея).Знакомство с новыми экспонатами.
Заучивание стихотворений, загадывание загадок и т.д.
Пополнение мини-музея. Чтение сказок «Городок в табакерке», «Серебряный колокольчик», «Колокольчик» «Просто так», Чтение книг о колокольчиках-цветах (проза, стихи) . Д/И « Найди, что опишу», «Опиши, что покажу», «Придумай сказку про колокольчик» и т.д.
Слайд 9Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Познакомить со звучанием разных колоколов и колокольчиков.
Активизировать детей
в музыкально-речевой деятельности.
Развивать умение слышать контрасты в музыке.
Вырабатывать умение точно сочетать речь и движение.
Развивать фантазию, умение самостоятельно планировать изобразительную деятельность.
Планирование работы с детьми:
«Колокольчик в живописи».
Оркестр с колокольчиками.
Прослушивание музыкальных произведений.
Лепка колокольчика из соленого теста, глины.
Роспись глиняного колокольчика.
Конкурс детских рисунков «Нарисуем колокольчик».
Аппликация «Такие разные колокольчики».
Слайд 10
Коллекция музыкальных игр для детей дошкольного возраста
«Жмурки с колокольчиком»
«Девочки и мальчики»
«Дили-дон»
«Тихие
и громкие звоночки»
«Игра с колокольчиками»
«Веселый колокольчик»
«Игра со звоночками
«Колокольчик и платочек»
«Повтори песенку бубенчика»
«Найди нужный колокольчик»
Слайд 11Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стоит на первом месте
во всех примерных дошкольных образовательных программах неслучайно. Главной её целью является формирование у детей важнейших жизненных компетенций. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Коллекционирование – это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является предметно-манипулятивная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование. Благодаря собранию коллекций предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания о его сенсорных особенностях, свойств и качеств.
Слайд 12Музыкальные игры с колокольчиком
Театрализованные игры ( использование колокольчика в сказках)
Сюжетно-ролевые игры
(школа, театр, магазин, кафе и т.д.)
Подвижные игры «Жмурки с колокольчиком», «Паутинка с колокольчиком», «Позвони в колокол» (по пожарной безопасности) .
Дидактические игры ( «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Залатай колокол», «Найди отличия», «Какого колокольчика не стало», «Отбери только большие колокольчики», «Сгруппируй по признакам»
и т.д.
Слайд 13Работа с родителями
- Чтение художественной литературы
- Пополнение коллекции экспонатами
- Составление книжки – малышки «Путешествие колокольчика ».
- Семейный конкурс поделок «Вот такие разные колокольчики».
- Выступление детей для родителей «Оркестр».
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко.
Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.
Слайд 14Перспективы развития мини-музея:
Мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада.
В дальнейшем мы планируем пополнять музей экспонатами, привлекать детей в качестве экскурсоводов, продолжать сотрудничать с родителями, социумом, распространять накопленный опыт среди коллег, участвовать в конкурсах различных уровней. Мы считаем, что использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит повысить качество воспитания и образования дошкольников.