Слайд 1Теплова Н.В. учитель начальных классов
Как организовать проектную деятельность в начальной школе?
Слайд 2“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я
запомню, вовлеки меня – и я научусь”.
Слайд 3Проект
план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое:
продукт, программу, книгу, сценарий и т.д.
это специально организованный учителем
и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта (работ).
Проект – это одна из форм исследовательской работы.
Слайд 4Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов,
стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
Слайд 5 развитие познавательных интересов учащихся и критического мышления
умений самостоятельно конструировать свои
знания и ориентироваться в информационном пространстве
Главная идея метода проекта:
Слайд 6 анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения;
поиск и обработка информации,
ее анализ и синтез;
оценка полученных результатов и выводов.
Проектная деятельность содержит:
Слайд 7По времени выполнения
проекты делятся на
краткосрочные
долгосрочные
Создаются на уроке.
На работу отводится 2
часа.
1- 4 недели в режиме урочно-внеурочных занятий.
Слайд 9 Этапы проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа,
количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Слайд 10Проект – это 5 П
Проблема,
Проектирование (планирование),
Поиск информации,
Продукт,
Презентация.
Шестое
"П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Слайд 11Алгоритм проектной деятельности.
Представление темы проекта.
Выбор проблемы.
Формулировка подтем (мелких проблем
Планирование
работы.
Осуществление проекта
Представление проекта (защита).
Оценка проекта.
Слайд 131этап: подготовка
На этом этапе определяются цели и задачи проекта.
ЦЕЛЬ -
это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий
(сформулируйте цель и запишите ее в рабочие листы портфолио)
А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать?
Это будут ваши задачи.
Слайд 14Попробуйте ответить на вопрос :
Что уже известно, а что нет?
Теперь
легко будет сформулировать:
«Что предстоит сделать?»
Это будет ваш план действий.
Что известно? Что предстоит сделать?
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
2этап: планирование
Слайд 15На данном этапе вы четко
должны представлять весь фронт ваших работ:
Определить
источники информации;
Определить способы сбора информации и анализа информации
Определить способы представления результатов;
Выработаь критерии оценки результатов и процесса;
Разделить задачи (обязанности между членами команды)
Работа над проектом на первых этапах может вестись в рамках определенного
направления, а тема может быть сформулирована позже, например, после
анализа литературы и других информационных источников.
(В рабочие листы портфолио запишите распределение работ между участниками.)
исследование
На данном этапе вы в качестве «исследователя» можете :
сформулировать проблему;
поставить вопрос;
выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом.
Поэтому не получится списать весь свой проект
из книжки, ведь настоящие исследователи сами
ставят вопросы и сами ищут на них ответы!
Основные инструменты:
Интервью;
Опросы;
Наблюдения;
Эксперименты.
Методы исследования:
Анализ литературы;
Анкетирование;
Интервью;
Поиск в Интернет и т.д.
Слайд 17
4этап: результаты, выводы, оформление проекта
Результаты выполненных проектов должны быть
материальны, то есть как-либо оформлены (компьютерная презентация, видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.)
Оформленный проект должен содержать:
Титульный лист (школа, название проекта, автор, класс, руководитель проекта, дата исполнения);
Рабочие листы портфолио проектной деятельности;
Источники информации, в том числе библиография (в соответствии с принятыми стандартами);
приложения (рисунки, фотографии, карты, графики, стенограмма интервью, анкеты).
Слайд 18
5этап: представление результата, презентация
6этап: оценка результатов
коллективное обсуждение
самооценка
Слайд 19Памятка для учителя.
Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и
систематичной.
Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
Создать психологический комфорт:
а) дети не должны бояться совершить ошибку;
б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Слайд 20 Памятка для учащихся
«Как работать с проектом»
Выбери
тему.
Определи цель.
Выбери форму выполнения проекта. (Альбом, газета, книжка-раскладушка, коллекция, макет, модель, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, стенгазета, фотоальбом, поделка-сувенир, музыкальная подборка, журнал…)
Подбери по теме научно-популярную литературу (посоветуйся с учителем, родителями).
Выполни проект.
Подготовь защиту (презентацию) проекта.
Слайд 21 Памятка для учащихся
«Как подготовить защиту (презентацию) проекта»
Назови тему.
Почему
ты начал разрабатывать этот проект?
Какова основная идея твоего проекта?
Какие ещё идеи были у тебя? Почему ты их отверг?
Какие использовались материалы?
Чему пришлось учиться?
Сколько времени потребовалось для выполнения проекта?
Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?
Слайд 22Реальность воплощения проекта.
Достигнут ли конечный результат.
Детальность проработки.
Доступность применяемых материалов
и инструментов.
Оригинальность решений.
Качество и аккуратность исполнения.
Получено удовольствие от своей деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: