Слайд 1Изобразительная деятельность детей 2-3 лет как условие успешной адаптации к детскому
коллективу
Слайд 2Цель: разработать методические материалы по организации совместной изобразительной деятельности детей раннего
возраста со взрослыми.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации и опыт работы педагогов с детьми раннего возраста.
Определить условия для проведения совместной с взрослым изобразительной деятельности детей, позволяющие снять эмоциональное напряжение детей.
Разработать планирование совместной деятельности детей раннего возраста с взрослыми.
Слайд 3Трудности ребенка при поступлении в детский сад:
Сложности в самостоятельном установлении контактов
и сотрудничестве с незнакомыми взрослыми.
Неумение ребенка строить взаимоотношения со сверстниками в детском коллективе.
Психологические трудности, связанные со сменой обстановки, в частности со сменой режима, окружения и так далее.
Слайд 4Фазы адаптационного процесса:
острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии
и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Степени тяжести прохождения острой фазы адаптации
Легкая
Средней тяжести
Тяжелая (дезадаптация)
Слайд 5Условия, обеспечивающие легкую адаптацию.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Работа с родителями,
которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок”.
Слайд 6Этапы работы по обеспечению успешной адаптации.
Первичная диагностика
Применение различных методов и
приемов, направленных на обеспечение успешной адаптации средствами изобразительной деятельности.
Этап итоговой диагностики
Слайд 7 Диагностики
оценка воспитателями состояния
детей в период адаптации к условиям детского сада (диагностические карты выявления эмоционального состояния и тяжести адаптации );
характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)- для определения степени возможной адаптации;
оценка психоэмоционального состояния каждого ребенка(индивидуальный лист адаптации).
Слайд 8Диаграмма 1. Эмоциональное состояние группы (первичная диагностика)
Слайд 9Диаграмма 2. Степень тяжести адаптации.
Слайд 10Принципы работы
принцип успешности;
принцип свободного творчества;
принцип доступности и учета возрастных особенностей детей;
принцип
внимательного и терпеливого отношения к детям;
принцип систематичности и последовательности.
Слайд 11Направления работы по обеспечению успешной адаптации
работа, не связанная непосредственно с изобразительной
деятельностью
совместная работа ребенка и воспитателя изобразительной деятельностью
Слайд 12 Работа по созданию благоприятной атмосферы в группе:
Оформление раздевальной комнаты
детскими рисунками и панно;
Оформление фотоальбома «Мы ждем тебя»;
Сооружение полочки «для любимых игрушек»;
Создание уголка изотворчества:
Свободный доступ к карандашам, фломастерам, бумаге и раскраскам по возрасту;
Сменная выставка детских работ;
Игровые персонажи Кисточка и Пятнышко;
Простые таблицы для запоминания цвета,
«Стена творчества» – мольберт, фланелеграф, магнитная доска.
Привлечение родителей (акция «Комфорт и уют ребят соберут», шитье ярких фартучков для занятий)
«Уголок тишины»
Слайд 13 Работа с родителями.
Родительские собрания
Оформление папки –передвижки
Консультации
Оформление информации в родительском уголке
Мастер-классы
Выставка детских работ
Слайд 14Условия подбора изобразительных техник.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по
принципу простоты и эффектности.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Слайд 15Этапы включения ребенка в изобразительную деятельность.
Использование изобразительной деятельности во время прогулки(рисование
на песке, игры в песочнице)
Наблюдение за рисующими детьми, рассматривание картинок и изображений в уголке изотворчества
Опробывание ребенком изобразительных материалов под наблюдением воспитателя и оказанием необходимой помощи.
Вовлечение ребенка в совместную с воспитателем изобразительно-игровую деятельность с применением различных изобразительных техник.
Слайд 16Изобразительные техники
1.Рисование пальчиками и ладошками.
2. Марания
3.Пластилиновое рисование
4.Отпечатывание
5.Поролоновое рисование
6.Наскальная живопись
7.Крупный масштаб
8.Рисование по
трафарету
9.Рисование ватными палочками
10.Работа с природными материалами
11.Аппликация
12.Коллаж
Слайд 17Игровые приемы на занятиях изобразительной деятельностью.
1.Обыгрывание предметов, игрушек, картин
2.Обыгрывание
выполненного изображения
3.Обыгрывание незаконченного изображения
Итоговая диагностика
Диаграмма эмоционального состояния.
Диаграмма степени тяжести адаптации