Слайд 1Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
г. Палласовки Волгоградской области
Слайд 2Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка
Из опыта
работы учителя первой квалификационной категории
Зайцевой
Елены Александровны
Палласовка 2013
Слайд 3Роль современной начальной школы
Для меня
урок в начальной школе – это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок - это «добыча» знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.
Слайд 4Как научить ребенка учиться?
В качестве главного условия я рассматриваю выбор
и реализацию соответствующих технологий .
Такой педагогической технологией для меня является система развивающего обучения «Перспективная начальная школа».
По данному учебно-методическому комплекту я работаю с 2011 года.
Слайд 5Ведущее место «Русского языка»
В начальном обучении предмет «Русский
язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Слайд 6 Учебник «Русский язык» под редакцией Чураковой Н. А.
обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Сегодня формированию УУД придается огромное значение.
Слайд 7УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:
умение использовать
язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Слайд 8Регулятивные действия
Чтобы успешно выполнить дидактическую задачу урока, важно формировать регулятивные действия.
Хочу поделиться таким видом работы на этапе целеполагания по теме «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок».
Цель данного приёма: развивать умение ставить учебную задачу, работать по составленному плану.
Дети работают в парах, и каждый продумает свою цель. А помогает ребятам план на доске.
Я хочу
Узнать…( что такое приставка).
Понять…( где стоят приставки).
Научиться
Составлять …( слова с приставками).
Обозначать… (на письме приставки).
Слайд 9Формирование личностных УУД
Система заданий, нацеленная на концентрацию внимания младшего школьника, ориентирующая
его на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Слайд 10Так, на этапе изучения нового материала по теме «Начальная форма слова»
(учебник ч.1 с.74 №49) я предложила минимальный стихотворный контекст для того, чтобы дети, работая с существительным , укрепили своё представление о начальной форме слова, которая представлена в словарях .
Спиши стихотворение.
УдаВ, умяВ ужа на_ужин,
УполЗ в_трАву по тёплым лужам.
Сначала двустишие осваивается практически: списывают и дают устную проверку: удаВ-удаВы; умяВ-нет проверки; на_ужин- на свой ужин, уполз-уполЗёт; в_траву- в густую траву; в траву- трАвы.
Определяют сколько трудных написаний в стихотворении обнаружили?
Миша-5, а Маша-8
Затем подвожу детей к тому, чтобы найти в словаре слово «ужа», надо поставить его в начальную форму «уж».
Слайд 11Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией)
Очень хорошо дети помогали Мише и
Маше при освоении новых знаний по теме «Слова-названия предметов разного рода».
Слайд 12 Миша спрашивает, как же искать в Обратном словаре слова-названия предметов
мужского рода - ведь у них нулевые окончания? Работая в Обратном словаре дети сделали вывод: если слово в Обратном словаре заканчивается на согласные (-Д,-Ж,-З и т.д.), оно мужского рода. Учили Мишу правильным формулировкам. Например: «Основа слов КЛАД, ЛИМОНАД, ЗАПАД». Доказывали, что у них нулевые окончания.
Слайд 13Контроль процесса и результатов деятельности
Очень важно осуществлять пошаговый контроль действий .
На
данном этапе я использовала задание при изучении темы «Что такое словосочетание» (учебник, ч. 1, с.33, № 11).
Цель - выделение основы предложения и определение словосочетаний.
Прочитайте, найдите основу, запишите первое предложение.
- Подчеркни главные слова.
Норка ловит рыб в волне.
Носорог храпит во сне.
Можно послушать детей , а потом сравнить варианты Миши и Маши. И спросить: -Кто же прав? Провести нужные стрелки.
Слайд 14Самоконтроль процесса и результатов деятельности
На уроках русского языка ребята способны судить
о причинах своего успеха или неудач в учении. Помогают в этом задания для членов клуба «Ключ и заря».Ученики нашего класса выполнили упражнение № 146 (учебник ч. 1, с. 176), отправили письмо в Москву и получили ответ. Были даны рекомендации и высказаны пожелания. Ребят заинтересовал этот вид работы и они с воодушевлением решили вступить в клуб «Ключ и заря».
Смысл этого задания не в том, чтобы дети выполнили его правильно. А в том, чтобы они задумались над проблемой числа, открыли для себя существование слов, не имеющих формы единственного числа, чтобы закрепили умение работать со словарями и умение писать письма и заполнять конверты.
Слайд 15Формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Умения владеть важнейшими
коммуникативными основами, регулирующие общение детей и взрослых; а также детей между собой , осуществляется с помощью системы заданий в линии под названием «Азбука вежливости» (Рабочая тетрадь для самостоятельных работ № 2) Вот некоторые темы, составляющие эту линию: «Как правильно написать письмо», «Как правильно написать поздравление», «Как правильно написать письмо в научный клуб младших школьников». В данном обществе мы состоим.
Слайд 16 На уроках по развитию речи с элементами культуры
речи на этапе анализа сюжета картины использую такой вид работы как поход в «Музейный дом».
При работе с картиной Винсента Ван Гога «Подсолнухи» учащиеся осознанно строят речевые высказывания в устной форме, учатся видеть скрытую жизнь природы, видеть её тайны и секреты. Такой вид работы формирует базовые эстетические ценности.
Слайд 17Формирование коммуникативных УУД
Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом
по парте, с товарищем в группе.
Чтобы дети на уроке могли излагать и доказывать свою точку зрения и допускать существование других мнений, я применяла на уроке по теме «Написание слов –названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук» такие виды упражнений (учебник, ч.1, с. 154, № 120).
Слайд 18
Запиши правильно: глуШ, камыШ, броШ, суШ, ералаШ, воШ, финиШ.
Не открывая Обратного
словаря, сделай вывод о написании слов, основа которых оканчивается на ж и –жь, -щ и –щь.
Проверь правильность своих выводов по Обратному словарю.
Посмотри слова с основой на –Ж и -ЖЬ.
А твой сосед слова с основой на -Щ и –ЩЬ.
Слайд 19Универсальные логические действия
Подведение под правило.
На уроках повторения и обобщения включаю такой
вид работы, как поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря (учебник ч. 1, с. 170, № 141) .
Прочитай предложения.
На руке у мамы тонкое золотое кольцо.
Бабушка говорит, что у Маши золотые руки.
Сравни : в разных ли значениях употребляется слово ЗОЛОТОЙ.
Посмотри в Толковом словаре, какие значения есть у слова золотой
Слайд 20Формирование познавательных УУД
Также на уроках учу работать с дидактическими иллюстрациями. Открывая
тему «Слова- названия предметов , у которых нет окончаний», изучили иллюстрацию, учились применять правила и пользоваться инструкциями. И сами ответили на вопрос «Можно ли сказать, что слова « кенгуру», «эму», «какаду», «зебу» стоят в одной и той же форме?»
Слайд 21
Общеучебные универсальные действия
При обучении работы с разными видами информации формирую
умения поиска информации в учебных словарях (всего в 1 и 3 частях учебника встречается 153 вида работ).
Слайд 22Подведём итоги
Конечно, говорить о результатах освоения курса русского
языка ещё рано, но с уверенностью могу сказать, что учащиеся свободно владеют алфавитом, ориентируются в корпусе учебных словарей, ведут быстрый поиск слов и статей, прекрасно ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений, находят нужный текст упражнения, нужные правила , умеют работать с несколькими источниками информации.
Слайд 23 «Будут уроки завтра, послезавтра, будут всю жизнь, и
будут они самые разные, но самые лучшие те, когда ученики говорят, спорят, спрашивают, высказывают своё мнение».