Слайд 1Развитие орфографической
зоркости
Автор: учитель начальных классов
МАОУ СОШ
с.Среднебелое Н.В.Дидык
Слайд 2«Систематичность упражнений есть первая и главная основа их успеха,и недостаток этой
систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты».
К.Д.Ушинский
Слайд 3
Несовпадение буквы и звука.
Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки).
Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;
- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2суффикса.
Слайд 4
Этапы решения
орфографической задачи
Увидеть орфограмму в слове.
Определить вид: проверяемая или
нет; если да, к какой теме относится , вспомнить правило.
Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
Определить «шаги» , ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Слайд 5Задание: Сильный и слабый.
Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный?
Кто слабый?
Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
Гласные буквы одинаковые.
Гласные буквы разные.
Помоги слабому!
Слайд 6
Поставь ударение.
подпись – п.дпиши
запись – з.пиши
пропись – пр.пиши.
Как пишутся гласные под ударением и без ударения?
Одинаково.
По-разному.
Объяснение.
Гласные в приставке можно проверять ударением как в корне. Это одна орфограмма.
Слайд 7
Найти слова с приставкой.
С . рвал лопух.
Сорванный или
сорвала?
П . слал письмо.
Посланный или послала?
П .рвал рубашку.
Порванный или порвал?
Слайд 8
Факторы
Зрительный Слуховой
Проговаривание
Рукодвигательный
Слайд 9
найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное слово, составьте
с каждым предложение, если получится рассказ ;
выберите слова с безударной гласной на тему: “Птицы”, “Школьные вещи” и д.р.;
выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания;
подбери слова к схемам:
выпишите из “Словаря” слово трактор; подберите родственные слова из разных частей речи (тракторист, тракторный);
найдите 5-6 слов в “Словаре” с гласной о (е, и, я) в корне (можно не однокоренное) ;
спишите слова, вставляя пропущенную гласную (запись приведена на доске) :
р... сую, р.. сование, зар... совка, нар... совал.
Слайд 10
1 этап.
Новые “словарные” слова
ромашка, фиалка, равнина,
костер, соловей.
Слайд 11
2 этап.
орфографические диктовки, содержащие не только новые “словарные”
слова, но и различные задания на повторение пройденных орфограмм.
Таких диктантов четыре:
1) Выписать только те словосочетания, где существительное согласуется с прилагательным, разобрать по составу прилагательные; выделить ударную и безударную гласные в существительных.
Прелестные ромашки, озеленять улицу, шел по песку, голубенькая фиалка, голосистый соловей, ухаживать за растениями, яркий костер.
2) Списать слова в алфавитном порядке (слова даны на доске с пропущенной безударной гласной) .
Равнина, барабан, костер, соловей, жаворонок, фиалка, мороз, город, осина.
Поставить ударение, выделить безударную гласную.
3) 3аписать данные слова в три столбика по частям речи.
Далёкий, ромашка, костёр, жёлтый, цветёт, горит, частый, фиалка, прошёл.
Дописать в каждый столбик по одному слову. Поставить знак ударения. Выделить безударную гласную. При проверке, повторить по каким признакам определяется, к какой части речи относится слово.
4) На доске даны слова с пропущенной безударной гласной. Вписать слова в два столбика: в первый-с проверяемой безударной гласной, во второй-с непроверяемой.
Р... машка, цв... ток, с... ловей, п...ляна, р… внина, ф...алка, пл ...нета, л... нейка, к...стер, л... шадка, гн...здо, п... вунья.
Поставить знак ударения. Выделить безударную гласную. При проверке назвать проверочное слово в тех случаях, где можно его подобрать.
Слайд 12
3 этап. В последний день недели даю словарный диктант
и новые “словарные” слова для последующего запоминания. С новыми словами будет проводиться работа в течение следующей недели.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Прелестная ромашка с жёлтыми лепестками, горит на поляне костёр, голосистый певун-соловей, космонавт долетел до далёкой планеты, на равнине цветут душистые фиалки, прошёл длинным коридором к лестнице.
Слайд 13
В III классе (1-4) получается шесть групп:
Горох, помидор,
картофель, морковь, пшеница;
Земляника, малина, яблоко, урожай;
Месяц, погода, север, восток, вокруг;
Дорога, улица, метро, лестница, трамвай;
Чувство, здравствуй, спасибо;
Обед, завтрак, ужин, тарелка, магазин.
Слайд 16
понедельник-списывание с доски в тетради;
вторник-чтение слов по слогам;
среда-письмо слов
под диктовку, но зрительный ориентир остаётся;
четверг-проговаривание слов без зрительного ориентира;
пятница-словарный диктант.
Условия:
Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.