Презентация, доклад на тему Из опыта работы по теме Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

«Систематичность упражнений есть первая и главная основа их успеха,и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты». К.Д.Ушинский

Слайд 1Развитие орфографической зоркости

Автор: учитель начальных классов
МАОУ СОШ

с.Среднебелое Н.В.Дидык
Развитие     орфографической  зоркостиАвтор: учитель начальных классовМАОУ СОШ с.Среднебелое Н.В.Дидык

Слайд 2«Систематичность упражнений есть первая и главная основа их успеха,и недостаток этой

систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты». К.Д.Ушинский


«Систематичность упражнений есть первая и главная основа их успеха,и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и

Слайд 3
Несовпадение буквы и звука.
Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки).

Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;
- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2суффикса.

Несовпадение буквы и звука. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей

Слайд 4
Этапы решения
орфографической задачи
Увидеть орфограмму в слове.
Определить вид: проверяемая или

нет; если да, к какой теме относится , вспомнить правило.
Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
Определить «шаги» , ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Этапы решения орфографической задачиУвидеть орфограмму в слове. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме

Слайд 5Задание: Сильный и слабый. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный?

Кто слабый? Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок. Гласные буквы одинаковые. Гласные буквы разные. Помоги слабому!


Задание: Сильный и слабый.  Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?  Сравни выделенные

Слайд 6
Поставь ударение.
подпись – п.дпиши
запись – з.пиши
пропись – пр.пиши.


Как пишутся гласные под ударением и без ударения?
Одинаково.
По-разному.
Объяснение.
Гласные в приставке можно проверять ударением как в корне. Это одна орфограмма.
Поставь ударение. подпись – п.дпиши запись – з.пиши пропись – пр.пиши. Как пишутся гласные под ударением и

Слайд 7
Найти слова с приставкой.
С . рвал лопух.
Сорванный или

сорвала?
П . слал письмо.
Посланный или послала?
П .рвал рубашку.
Порванный или порвал?

Найти слова с приставкой. С . рвал лопух. Сорванный или сорвала? П . слал письмо. Посланный

Слайд 8
Факторы

Зрительный Слуховой

Проговаривание

Рукодвигательный


ФакторыЗрительный     Слуховой

Слайд 9
найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное слово, составьте

с каждым предложение, если получится рассказ ;
выберите слова с безударной гласной на тему: “Птицы”, “Школьные вещи” и д.р.;
выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания;
подбери слова к схемам:
выпишите из “Словаря” слово трактор; подберите родственные слова из разных частей речи (тракторист, тракторный);
найдите 5-6 слов в “Словаре” с гласной о (е, и, я) в корне (можно не однокоренное) ;
спишите слова, вставляя пропущенную гласную (запись приведена на доске) :
р... сую, р.. сование, зар... совка, нар... совал.
найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное слово, составьте с каждым предложение, если получится рассказ

Слайд 10
1 этап.

Новые “словарные” слова


ромашка, фиалка, равнина,


костер, соловей.

1 этап. Новые “словарные” слова ромашка, фиалка, равнина, костер, соловей.

Слайд 11
2 этап.
орфографические диктовки, содержащие не только новые “словарные”

слова, но и различные задания на повторение пройденных орфограмм.
Таких диктантов четыре:
1) Выписать только те словосочетания, где существительное согласуется с прилагательным, разобрать по составу прилагательные; выделить ударную и безударную гласные в существительных.
Прелестные ромашки, озеленять улицу, шел по песку, голубенькая фиалка, голосистый соловей, ухаживать за растениями, яркий костер.
2) Списать слова в алфавитном порядке (слова даны на доске с пропущенной безударной гласной) .
Равнина, барабан, костер, соловей, жаворонок, фиалка, мороз, город, осина.
Поставить ударение, выделить безударную гласную.
3) 3аписать данные слова в три столбика по частям речи.
Далёкий, ромашка, костёр, жёлтый, цветёт, горит, частый, фиалка, прошёл.
Дописать в каждый столбик по одному слову. Поставить знак ударения. Выделить безударную гласную. При проверке, повторить по каким признакам определяется, к какой части речи относится слово.
4) На доске даны слова с пропущенной безударной гласной. Вписать слова в два столбика: в первый-с проверяемой безударной гласной, во второй-с непроверяемой.
Р... машка, цв... ток, с... ловей, п...ляна, р… внина, ф...алка, пл ...нета, л... нейка, к...стер, л... шадка, гн...здо, п... вунья.
Поставить знак ударения. Выделить безударную гласную. При проверке назвать проверочное слово в тех случаях, где можно его подобрать.
2 этап.  орфографические диктовки, содержащие не только  новые “словарные” слова, но и различные задания на

Слайд 12
3 этап. В последний день недели даю словарный диктант

и новые “словарные” слова для последующего запоминания. С новыми словами будет проводиться работа в течение следующей недели.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Прелестная ромашка с жёлтыми лепестками, горит на поляне костёр, голосистый певун-соловей, космонавт долетел до далёкой планеты, на равнине цветут душистые фиалки, прошёл длинным коридором к лестнице.
3 этап. В последний день недели даю словарный диктант и новые “словарные” слова для последующего

Слайд 13
В III классе (1-4) получается шесть групп:
Горох, помидор,

картофель, морковь, пшеница;
Земляника, малина, яблоко, урожай;
Месяц, погода, север, восток, вокруг;
Дорога, улица, метро, лестница, трамвай;
Чувство, здравствуй, спасибо;
Обед, завтрак, ужин, тарелка, магазин.
В III классе (1-4) получается шесть групп: Горох, помидор, картофель, морковь, пшеница; Земляника, малина, яблоко,

Слайд 16
понедельник-списывание с доски в тетради;
вторник-чтение слов по слогам;
среда-письмо слов

под диктовку, но зрительный ориентир остаётся;
четверг-проговаривание слов без зрительного ориентира;
пятница-словарный диктант.
понедельник-списывание с доски в тетради; вторник-чтение слов по слогам; среда-письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остаётся;

Слайд 17

Условия:
Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Условия: Моделирование

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть